Орфографическая разминка. V. Словарный диктант «Сказочные герои»

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Определите вид орфограммы, встречающейся в каждом слове, устно подберите проверочные слова:

Поразительный, рождающееся, развитой, образумить, показать, впечатляющий, бесконечно, органическое, увядающий, граница, благословение, гениальность, вольнолюбивый, живописный, заверять, измерять.

3. Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II (каждый знак учащиеся комментируют).

4. Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

Что такое язык? Дайте определение.

Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.

Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

Каждый из нас, я думаю, знает своё «родословное дерево». К этому особый интерес проявляется в подростковом возрасте, каждому хочется узнать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственниками» друг другу. Так, русский, украинский, белорусский - «дети» древнерусского. Он в свою очередь - «сын» того языка, на котором говорили все славяне, когда они были ещё единым народом, жившим на небольшой территории. Правда, спорят о том, где эта территория находилась. Её ищут и в нынешней Польше, и у подножия Карпатских гор, и в степях Южной Украины. Этот общий язык древних славян так и назывался - общеславянский.

В VI-VII в.в. славяне занимали земли от Адриатики на Юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на Северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (её представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с VII по ХIV век. Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В ХIV-ХV в.в. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.



2. Работа по учебнику (упр. 267).

Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.

Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.

Примерный план:

План Тезисы
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык - язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.
Численность людей, говорящих на русском языке. В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России - 143,7 млн., в других государствах - 88,8 млн. человек.
Функционирование русского языка как государственного. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.
О преподавании русского языка. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран.
Формы существования русского языка. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах - литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия - с другой.
Три периода в истории русского языка. Первый период (VI-VII-ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период - распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период - начиная с ХVII в. начало формирования языка.
Расширение лексики русского языка. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.
Формирование норм русского национального языка, В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина).
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.
Пути пополнения русской лексики Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики

III. Итоги урока

Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)

Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительный материал из других источников.

2. Выполнить задания 1, 2, 3 к упр. 267 (стр. 133).

3. Выучить три периода истории русского языка.

4. Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».

Урок 4 (4)

Три периода в истории русского языка

Цели урока:

Научиться соотносить понятия «период развития языка» и «возникновение языка»; отработать навыки правописания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Задания 2, 3 к упр. 267 выполняются на доске.

2. Связный рассказ о происхождении, распространении и развитии языка.

Орфографическая разминка.

Составьте словарный диктант «Орфограмма - гласная в чередующихся корнях».

Например:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклонишься, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, прибирать, подпереть, заберу.

Подчеркните чередующиеся гласные в корнях слов.

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

Назовите три периода истории русского языка.

Какие события предшествовали началу второго периода в истории русского языка?

В каком веке возникает письменность?

Какие произведения, знакомые вам по урокам литературы, относятся к первому периоду в истории развития русского языка? Обоснуйте свой ответ. (ХII век: «Слово о полку Игореве» ХI век: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Повесть временных лет».)

2. Комплексный анализ текста (текст для анализа записывается под диктовку):

Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удаленные друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце 18 века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь не узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в ХVII веке, а чтобы прочитать рукописи старше ХIV века, должны специально учиться. (В. Г. Костомаров «Жизнь языка») (130 слов).

Какова основная мысль текста? (Язык меняется, и каждый период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии.)

Пример из истории. Русский язык эпохи Московской Руси (ХIV-ХVII века) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились две основные диалектные зоны - северно-великорусская и южно-великорусская. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него считали характерным: аканье; ярко выраженная редукция гласных безударных слогов; взрывной согласный г ; окончание -ово, -ево в родительном падеже единственного числа мужского и среднего родов. В это время большие изменения происходят и в категории времени, и в склонении имён существительных. То есть, язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудноузнаваемым.

Из истории: в Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи). В ХVIII веке получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и становилась уделом религиозной обрядности. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная и другие терминологии, что вызвало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм.

Почему в развитии языка выделяют три периода, а возникновение языка соотносят только с третьим периодом?

(В этом закономерность развития любого живого организма: прежде чем дерево станет деревом, оно должно пройти ступени развития от семечка до ростка, от ростка до дерева и т. д. Так, большую роль сыграла в развитии языка языковая теория и практика М. В. Ломоносова, автора первой обстоятельной грамматики русского языка, предложившего распределить различные речевые средства в зависимости от назначений на высокий, средний и низкий «штили». А творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причём цементирующей основой стал русский народный язык. Поэтому с Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.)

Соответствует ли записанный вами текст современным языковым нормам? (Да.)

Материал для орфографических разминок.

1. Орфограмма «Разделительный ь и ъ».

Конъюнктивит у адъютанта

Интервью с субъектом

Пьедестал у павильона

Сверхъестественный медальон

Фельетон о подъезде

Съёжиться из-за вьюги

Съязвить всерьёз

Волчья семья

Предъюбилейная пьеса

Киносъемка в павильоне

Трехэтажный объект

Объятия почтальона (дьявола)

Въедливый адъютант

Объявить о съезде

Несерьезный фельетон

Сагитировать компаньона

Сверхъестественный осьминог

Изъять объявление

Статья о шампиньонах

Инъекция для обезьяны

Изъян в пьедестале

Мышьяк в медальоне

Сэкономишь на лосьоне

Трансъевропейский экспресс

Сыновья дьяка

У серьёзного почтальона во вьюках лежали съестные припасы: съедобные шампиньоны, кубики куриного бульона и оладьи.

Компаньон адъютанта сэкономил на покупке фортепиано и приобрел необычный медальон.

Из-за сверхъестественных неудач субъект съёжился и убежал.

Адъютант чувствует, что лоб его горяч.

Когда заиграл туш, с полки упала черная тушь.

Юный адъютант, читавший фельетон о необычной обезьяне, не заметил начавшуюся за окном вьюгу.

2. Орфограмма «Ы-и после шипящих».

Пуговицы для цыплятницы

Цинга у цыгана

Циркачка с циркулем

Танцы на циновке

Ровесницы и сверстницы

Иллюминация в цирке

Лисицын и волчицын

Милиционер любил выращивать нарциссы, настурции и цикламены.

Циник сидел на циновке и молол цикорий.

Цыганки ели цибулю, чтобы не заболеть цингой.

3. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова».

Сжигать шалаш

Прикоснуться к ростку

Запереть на ключ

Полагаешься на Ростислава

Адъютант вырос

Выбираешь для сверстницы

Адъютант удирает

Блестящий пьедестал

Равнина расстилается

Полагаешься на субъекта

Прикоснуться к ровеснице

Интеллигентный Ростислав

Ростки акации

Авианосец «Ростов»

Ростки акации радовали глаз престарелого ростовщика Ростислава.

Ровесники собираются в поход и берут с собой палатки.

Посадочный материал вьющихся растений дал хорошие ростки и быстро разрастался по палисаднику.

4. Орфограмма «О-ё после шипящих».

Пчёлы на шоколаде

С зажженной свечой

Тушёнка и сгущёнка

С плюшевым медвежонком

Без чужого капюшона

Причёска жокея

Дешёвый волчонок

Возмущённый учёный

Ночёвка в чащобе

Шёпот с врачом

Нездоровится из-за тушёнки

Изжога у обжоры

Расческа шотландца

Прыжок в крыжовник

Старичок с деревянной трещоткой шел по тропинке и напевал песенку.

Юная танцовщица пила кофе со сгущенкой, ела крыжовник, а жокей нахваливал пшенку с тушенкой.

Взлохмаченный галчонок в костюме из искусственного шёлка услышал тихий шорох желтого парашюта, упавшего на стриженый газон.



ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.

Карточка №1

Спишите, объясните написание выделенных букв.

На берегу растёт с о сна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная зв е зда,

А рядом с нею звёзды.

Карточка№2

Спишите, подчеркните в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.

Зеленеет луг весёлый,

А за лугом дремлют сёла:

Хатки, словно невидимки,

В серебристой тонут дымке,

Тополя на вольной воле

Шумно спорят с ветром в поле.

Облетели листья клёна.

Клён от холода дрожит.

На дорожках у балкона

Золотой ковёр лежит.


Карточка №3

Спишите по образцу, вставьте безударные гласные в корне.


1 вариант:

Лист - л и сты

С(а,о)ды

Кр(о,а)ты

Пл(о,а)ды

Ст(о,а)лы

2 вариант

с е стра - сёстры

в(е,и)сна ___________

з(е,и)ма ___________

в(о,а)лна ___________

с(о,а)сна ___________

Карточка№4

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.

Карточка №5

Спишите слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Водичка, водяной, вода, водный.

Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.

Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.

Лисичка, лиса, лисица, лисья.

Цветы, цветочный, цвет, цветёт.

Карточка№6

Спишите, вставляя безударные гласные в корне слова.

На горке

Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,

Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!

Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,

Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!

Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:

На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!

Карточка №7

Спишите имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.

К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.

Карточка №8

Выпишите в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.

П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.

Карточка №9

Исправьте ошибки, спишите.

Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.

Травка зилинеет,

Солнышко блистит,

Ласточка с висною

В сени к нам литит.

Карточка №10

Спишите слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.

Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.

Карточка№11

Сопоставьте слова, подберите проверочные.

Пос..деть от горя – пос..деть на стуле

Сп..ши на урок – сп..ши текст

Д..ю тетрадь – д..ю корову

Прим..рять костюм – прим..рять друзей

Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка

Карточка№12

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн(е )гу заяч(ь )и сл(е )ды – д(а )леко ли зайцу до б(е )ды? Но заяц не б(о )ится. Прил(е) тела сн(е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е )ды зам(е )тая. Напрасно с(о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е )стечку и думает:

Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

Карточка№13

Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес(Т) ность, вкус()ный, гиган(Т) ский, ужас()ный, счас(Т) ливый, интерес()ный, грус(Т) ный, поз(Д) но, чудес()ный, со(Л) нце, сер(Д) це, лес(Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т )нуть.

Орфографические разминки.

Главной целью в работе с детьми в 1–2-м классах на уроках русского языка является

    формирование орфографической зоркости,

    умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия.

Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Данные цели достигаются через применение на занятиях разминки, включающей решение орфографических задач. Орфографическая разминка проводится на каждом уроке и занимает 6–7 минут. Все упражнения воспринимаются детьми на слух. Предлагаем несколько блоков таких упражнений.

Каждый блок включает в себя по 5 уроков с упражнениями .

БЛОК 1

Урок 1

1. Скандирование словснепроверяемым написанием гласных (с обязательной постановкой – пением – ударения: каранда-а-аш, рези-и-инка …). Для лучшего запоминания слов одни и те же словарные слова скандируются на каждом уроке в течение недели.

2. Поиск «родственника»

Учитель называет слово тетрадь. Дети называют «родственников»: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

3. Счет предложений

Учитель читает текст. Дети загибают пальчики, считая предложения: Оля Мельникова поступила в первый класс. Она уже научилась писать и читать. Учительница хвалит старательных учеников.

Предмет – кто ? что ? (Дети поднимают одну руку. )
Действие – что делать ? что сделать ? (Дети поднимают обе руки. )
Признак – какой ? какая ? какое ? (Дети опускают руки. )
учиться, школа, письменный, урок, написать, устный

Урок 2

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Школа.

Дети. Школьный, школьник, пришкольный.

3. Счет предложений

Дети спешат в школу. Скоро прозвенит звонок на урок. Ребята будут писать диктант. Нужно писать без ошибок.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

спешить, учитель, классный, школьник, диктовать, предметный

Урок 3

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. друг.

Дети. дружный, подруга, дружить.

3. Счет предложений

Машенька и Сашенька – подруги.
После уроков девочки ходят гулять в парк.
Подруги любят спорт.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

дружить, товарищ, помогать, дружный, приятель, хороший

Урок 4

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель . Письмо.

Дети. Писатель, письменный, писать.

3. Счет предложений

Идет урок грамматики. Учитель диктует слова. Дети записывают их в тетрадь.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

Урок 5

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Книга.

Дети. Книжка, книжечка, книжный.

3. Счет предложений

4. Игра «Предмет, признак, действие»

БЛОК 2

Урок 1

1. Скандирование

2. Поиск «родственника»

Учитель. Воробей.

Дети. Воробьишка, воробушек, воробьиный.

3. Счет предложений

Соловей забирается в густые заросли и начинает петь. Его волшебные звуки заполняют все окрестности. Во всем мире ты не услышишь песен красивее соловьиных.

4. Поставь знак препинания

Учитель читает предложение, дети определяют, какой знак в конце предложения.

Как хороши соловьиные песни (. ! ?)

летает, пернатые, птица, гнездо, строить, уютное

Урок 2

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Птица. Дети. Птичка, птичий, птичник.

3. Счет предложений

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг полил дождь. Цыплята залезли к курочке под крылышко.

4. Поставь знак препинания

Поет петух, да не по-соловьиному (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

кукарекает, петушиный, цыпленок, петушок, клевать, голосистый

Урок 3

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Лететь. Дети. Перелетные, летчик, перелет.

3. Счет предложений

Пришла осень. Птицы улетели в теплые края. Тихо стало в лесу.

4. Поставь знак препинания

Когда птицы вернутся в свои гнезда (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крыло, выносливые, улетают, крылатые, гнездышко, покидают

Урок 4

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Перо.

Дети. Перышко, перина, оперится.

3. Счет предложений

Сороку называют белобокой. У нее перышки по бокам белые. Особенно красив хвост. Сорока – нарядная птица.

4. Поставь знак препинания

Какие перышки, какой носок (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

перистый, оперяются, оперение, красуется, птичка, нарядная

Урок 5

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Крыло.

Дети. Крылатые, крылышко, окрылять.

3. Счет предложений

Вылупились из яиц птенчики. Скоро у них окрепнут крылья. Улетят птенцы из своего гнезда.

4. Поставь знак препинания

Крылатая армия помогает людям бороться за урожай (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крылья, широкие, парит, окрыленные, расправляет, крылышко

БЛОК 3

Урок 1

1. Скандирование

Листики падают, осень пришла.
– Рыжие белочки, как у вас дела?
– Мы набрали шишек для детишек,
Листьев полное дупло –
Будет нам (не определяем) зимой тепло (не определяем).

4. Счет предложений

У белки мягкая шерсть и чуткие уши. Она быстро скачет с ветки на ветку. Белка питается семенами еловых и сосновых шишек.

5. Поставь знак препинания

Рыжие белочки, как у вас дела (. ! ?)

6. Верни с запятой

Учитель читает предложение, интонационно выделяя знаки препинания. Дети «возвращают» предложение.

Собирает белка на зиму грибы , (запятая) орехи , (запятая) шишки.

Урок 2

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

У лисицы хвост пушистый, мех золотистый.

Она (не определяем) в лесу живет, в деревне кур крадет.

4. Счет предложений

Очень тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Шерсть у нее была длинная. Особенно чуден был хвост.

5. Поставь знак препинания

Хвост у лисы переливался рыжими искорками (. ! ?)

6. Верни с запятой

Старая лиса рыльцем роет , (запятая) а хвостом следы заметает.

Урок 3

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Заинька, заинька
На лесной опушке,
Что (не определяем) за кустик прячешься,
Прижимаешь ушки?

4. Счет предложений

К зиме заяц меняет шубку.
Трудно заметить его на снегу.
Кормится заяц почками и корой деревьев.

5. Поставь знак препинания

Заяц зайцу говорит: «Мне бы волчий аппетит» (. ! ?)

6. Верни с запятой

Страшны зайцу не мороз , (запятая) а охотники и волки.

Урок 4

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Кто любит* собак*
Или прочих* животных*,
Серьезных* котят*
И щенков* беззаботных*,
Кто может любить* и козла*, и осла*,
Тот людям* не сделает* зла*.
Дети работают с отмеченными * словами.

4. Счет предложений

У Коли живет собака Полкан.
Коля учит собаку служить.
Для мальчика Полкан настоящий друг.

5. Поставь знак препинания

У всякой собаки своя кличка (. ! ?)

6. Верни с запятой

Хвалилась Жучка, (запятая) что она кусала за ногу слона.

Урок 5

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Ты скажи*, барашек* наш,
Сколько шерсти* ты нам дашь*?
– Не стриги* меня пока,
Дам я шерсти* три мешка*:
Один мешок* – хозяину*,
Другой мешок* – хозяйке*,
А третий – детям* маленьким*
На теплые* фуфайки*.

4. Счет предложений

Наше село очень большое.
Летом мы с папой стригли овец.
Мама к зиме связала красивый свитор.

5. Поставь знак препинания

Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь (. ! ?)

6. Верни с запятой

Как рогами ни крути , (запятая) а вдвоем нельзя пройти.

Главной целью в работе с детьми в 1–2-м классах на уроках русского языка является формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Данные цели достигаются через применение на занятиях разминки, включающей решение орфографических задач. Орфографическая разминка проводится на каждом уроке и занимает 6–7 минут. Все упражнения воспринимаются детьми на слух. Предлагаем несколько блоков таких упражнений.

БЛОК 1

Урок 1

1. Скандирование словснепроверяемым написанием гласных (с обязательной постановкой – пением – ударения: каранда-а-аш, рези-и-инка …). Для лучшего запоминания слов одни и те же словарные слова скандируются на каждом уроке в течение недели.

2. Поиск «родственника»

Учитель называет слово тетрадь. Дети называют «родственников»: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

3. Счет предложений

Учитель читает текст. Дети загибают пальчики, считая предложения: Оля Мельникова поступила в первый класс. Она уже научилась писать и читать. Учительница хвалит старательных учеников.

Предмет – кто ? что ? (Дети поднимают одну руку. )
Действие – что делать ? что сделать ? (Дети поднимают обе руки. )
Признак – какой ? какая ? какое ? (Дети опускают руки. )
учиться, школа, письменный, урок, написать, устный

Урок 2

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Школа.

Дети. Школьный, школьник, пришкольный.

3. Счет предложений

Дети спешат в школу. Скоро прозвенит звонок на урок. Ребята будут писать диктант. Нужно писать без ошибок.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

спешить, учитель, классный, школьник, диктовать, предметный

Урок 3

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. друг.

Дети. дружный, подруга, дружить.

3. Счет предложений

Машенька и Сашенька – подруги.
После уроков девочки ходят гулять в парк.
Подруги любят спорт.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

дружить, товарищ, помогать, дружный, приятель, хороший

Урок 4

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель . Письмо.

Дети. Писатель, письменный, писать.

3. Счет предложений

Идет урок грамматики. Учитель диктует слова. Дети записывают их в тетрадь.

4. Игра «Предмет, признак, действие»

Урок 5

1. Скандирование

ка-ран-даш, ре-зин-ка, аль-бом, блок-нот, пе-нал, тет-радь

2. Поиск «родственника»

Учитель. Книга.

Дети. Книжка, книжечка, книжный.

3. Счет предложений

4. Игра «Предмет, признак, действие»

БЛОК 2

Урок 1

1. Скандирование

2. Поиск «родственника»

Учитель. Воробей.

Дети. Воробьишка, воробушек, воробьиный.

3. Счет предложений

Соловей забирается в густые заросли и начинает петь. Его волшебные звуки заполняют все окрестности. Во всем мире ты не услышишь песен красивее соловьиных.

4. Поставь знак препинания

Учитель читает предложение, дети определяют, какой знак в конце предложения.

Как хороши соловьиные песни (. ! ?)

летает, пернатые, птица, гнездо, строить, уютное

Урок 2

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Птица. Дети. Птичка, птичий, птичник.

3. Счет предложений

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг полил дождь. Цыплята залезли к курочке под крылышко.

4. Поставь знак препинания

Поет петух, да не по-соловьиному (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

кукарекает, петушиный, цыпленок, петушок, клевать, голосистый

Урок 3

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Лететь. Дети. Перелетные, летчик, перелет.

3. Счет предложений

Пришла осень. Птицы улетели в теплые края. Тихо стало в лесу.

4. Поставь знак препинания

Когда птицы вернутся в свои гнезда (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крыло, выносливые, улетают, крылатые, гнездышко, покидают

Урок 4

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Перо.

Дети. Перышко, перина, оперится.

3. Счет предложений

Сороку называют белобокой. У нее перышки по бокам белые. Особенно красив хвост. Сорока – нарядная птица.

4. Поставь знак препинания

Какие перышки, какой носок (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

перистый, оперяются, оперение, красуется, птичка, нарядная

Урок 5

1. Скандирование

во-ро-на, со-ро-ка, во-ро-бей, си-ни-ца, со-ло-вей, ка-на-рей-ка

2. Поиск «родственника»

Учитель. Крыло.

Дети. Крылатые, крылышко, окрылять.

3. Счет предложений

Вылупились из яиц птенчики. Скоро у них окрепнут крылья. Улетят птенцы из своего гнезда.

4. Поставь знак препинания

Крылатая армия помогает людям бороться за урожай (. ! ?)

5. Игра «Предмет, признак, действие»

крылья, широкие, парит, окрыленные, расправляет, крылышко

БЛОК 3

Урок 1

1. Скандирование

Листики падают, осень пришла.
– Рыжие белочки, как у вас дела?
– Мы набрали шишек для детишек,
Листьев полное дупло –
Будет нам (не определяем) зимой тепло (не определяем).

4. Счет предложений

У белки мягкая шерсть и чуткие уши. Она быстро скачет с ветки на ветку. Белка питается семенами еловых и сосновых шишек.

5. Поставь знак препинания

Рыжие белочки, как у вас дела (. ! ?)

6. Верни с запятой

Учитель читает предложение, интонационно выделяя знаки препинания. Дети «возвращают» предложение.

Собирает белка на зиму грибы, (запятая) орехи, (запятая) шишки.

Урок 2

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

У лисицы хвост пушистый, мех золотистый.

Она (не определяем) в лесу живет, в деревне кур крадет.

4. Счет предложений

Очень тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Шерсть у нее была длинная. Особенно чуден был хвост.

5. Поставь знак препинания

Хвост у лисы переливался рыжими искорками (. ! ?)

6. Верни с запятой

Старая лиса рыльцем роет, (запятая) а хвостом следы заметает.

Урок 3

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Заинька, заинька
На лесной опушке,
Что (не определяем) за кустик прячешься,
Прижимаешь ушки?

4. Счет предложений

К зиме заяц меняет шубку.
Трудно заметить его на снегу.
Кормится заяц почками и корой деревьев.

5. Поставь знак препинания

Заяц зайцу говорит: «Мне бы волчий аппетит» (. ! ?)

6. Верни с запятой

Страшны зайцу не мороз, (запятая) а охотники и волки.

Урок 4

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

Кто любит* собак*
Или прочих* животных*,
Серьезных* котят*
И щенков* беззаботных*,
Кто может любить* и козла*, и осла*,
Тот людям* не сделает* зла*.
Дети работают с отмеченными * словами.

4. Счет предложений

У Коли живет собака Полкан.
Коля учит собаку служить.
Для мальчика Полкан настоящий друг.

5. Поставь знак препинания

У всякой собаки своя кличка (. ! ?)

6. Верни с запятой

Хвалилась Жучка, (запятая) что она кусала за ногу слона.

Урок 5

1. Скандирование

мед-ведь, за-яц, ли-си-ца, ко-ро-ва, со-ба-ка, ба-ран

2. Переведи в начальную форму

3. Игра «Предмет, признак, действие»

– Ты скажи*, барашек* наш,
Сколько шерсти* ты нам дашь*?
– Не стриги* меня пока,
Дам я шерсти* три мешка*:
Один мешок* – хозяину*,
Другой мешок* – хозяйке*,
А третий – детям* маленьким*
На теплые* фуфайки*.

4. Счет предложений

Наше село очень большое.
Летом мы с папой стригли овец.
Мама к зиме связала красивый свитор.

5. Поставь знак препинания

Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь (. ! ?)

6. Верни с запятой

Как рогами ни крути, (запятая) а вдвоем нельзя пройти.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»