Цитаты из фильма монах и бес. Николай Досталь рассказал о своем фильме «Монах и бес. Необычный послушник Нило-Сорской пустыни

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века и жития преподобного Иоанна Новгородского.

Режиссер Николай Досталь рассказал конкурсантам кинофестиваля «Покров» о своем фильме «Монах и бес». Встреча с метром состоялась 10 октября в киевском Доме кино, сообщает Foma.in.ua .

По словам режиссера, идея фильма появилась после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского. Святой Иоанн однажды поймал в рукомойнике беса, тот взмолился: «Отпусти». Святой ответил: «Отпущу, если свозишь меня к гробу господню в Иерусалим». Тот свозил, но потом стал мстить монаху.

Похожий сюжет, как оказалось после окончания работы над фильмом, встречается в творчестве Александра Пушкина (повесть «Монах»), где тоже есть диалог монаха и беса о путешествии на Святую Землю.

Часто звучащие в фильме поговорки взяты сценаристом Юрием Арабовым и режиссером из житий святых.

Во время съемок фильма верующие одной из церквей в Вологодской епархии, узнав, что возле неё будут проходить съемки фильма с таким названием, вышли с протестом. «Они не знали, что фильм православный», – отметил режиссер. А те, кто знал, – поддерживали, в том числе архиереи.

Большинство съемочных дней (съемки продлились около 2 месяцев) прошли на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также в г. Петра (Иордания) и в Крыму, который на время «стал» Святой Землей.

Николай Досталь также рассказал притчу – «ключик к фильму». Уставший монах приходит в свою келию, только и думает, чтобы скорее лечь отдохнуть и видит, что на его кушетке лежит черт. «Надо же, тоже видимо, устал, бедолага», – подумал монах и лег под кушетку. Как только он лег, бес пулей вылетел из келии.

«Можно любовью бороться со злом. Не только «добро с кулаками», но и любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть». Об этом наше кино. И хотелось бы, чтобы его так и воспринимали», – сказал Николай Досталь.

«Монах и бес», 2016 год, Россия.

Режиссер: Николай Досталь.

Сценарий: Юрий Арабов.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский.

Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.

Интересно: сыгравший беса Легиона актер Георгий Фетисов – человек верующий и дважды бывал на Афоне.

К слову: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, когда услышал название фильма-открытия фестиваля «Покров», сказал: «О, это то, что я вижу каждый день».

Россия, 30-е годы XIX века, царствование Николая I. В маленький мужской монастырь, расположенный в сельской глуши, из сгоревшего скита Нило-Сорской пустоши приходит монах по имени Иван Семенов сын (Тимофей Трибунцев). Монах этот очень странный: одежда Ивана периодически самопроизвольно вспыхивает, но ведет он себя нагловато, на вопросы отвечает обидными скороговорками и, кажется, никого не боится.Достопочтенный игумен (Борис Каморзин), настоятель монастыря, чувствует в Иване что-то не то, какую-то бесовщинку, но принимает его в монастыре и выделяет ему келью.Чтобы усмирить буйного монаха, настоятель придумывает ему всякие послушания: очистить давно заросший колодец, наловить рыбки к обеду. Но и тут Иван умеет удивить: колодец он очистил за пару часов вместо пары недель, а вместо обычной рыбы выловил какого-то огромного рыбного монстра, которого весь монастырь и за неделю не сожрет.Тогда настоятель сплавил Ивана в дальнюю избенку и заставил его стирать и гладить монастырские портки.Тем временем у монастыря случилась новая напасть: сам царь-государь батюшка Николай I вместе с Бенкендорфом и охраной попросил у игумена приюта - во время поездки у царской агрицкой кареты поломалась рессора и он не мог продолжать дальше путь.Царю рассказали о странном монахе, который совершает чудеса, и он захотел встретиться с Иваном.Мне несколько человек порекомендовали этот фильм со словами "Наконец-то в России сняли что-то достойное". Впрочем, даже если бы и не рекомендовали, я бы все равно собрался посмотреть, потому что поставил этот фильм замечательный режиссер Николай Досталь, в касте значился очень яркий актер Тимофей Трибунцев - для меня подобные фильмы из серии "обязательно надо смотреть".Посмотрел. К счастью, надежды оправдались - фильм оказался очень достойный: он хорошо сделан и в нем отличные актерские работы, причем не только Трибунцева.В основе сюжета лежит история (житие) Ивана Новгородского: этот монах поймал в рукомойнике беса и пообещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим.Сценарий для фильма по этому сюжету Николай Досталь попросил написать известного писателя и сценариста Юрия Арабова.Постановочно картина делится на две очень разные части. В первой части - Иван Семенов в монастыре, где демонстрирует некоторые чудеса, каковые игумен за чудеса не признает. Все это снято в несколько комедийном стиле, хотя никакого антиклерикализма, каковой ухитрились обнаружить некоторые личности, нет и в помине: что Иван, что игумен - личности вполне положительные, хотя забавные.А вот вторая часть, в которой выясняется, что в Ивана вселился бес по имени Легион (Георгий Фетисов) и этот бес старательно соблазняет Ивана, требуя отдать ему свою бессмертную душу, а потом Иван с Легионом совершают перелет в Иерусалим, - это сначала трагикомедия, а потом уже, ближе к концу, - конкретная драма. Иван движется к просветлению и святости, стремясь переманить беса в сторону Добра.Многим зрителям эта разножанровость не понравилась. По первой половине картины они настроились на стиль легкой и забавной комедии, поэтому вторую часть, судя по отзывам, восприняли в штыки. Некоторые даже писали, что фильм нужно смотреть до появления беса и после этого можно уходить из зала.Я с этим не соглашусь. Да, резкая смена жанра в середине картины - штука достаточно рискованная и нередко вредит восприятию, но в данном случае не сказал бы, что меня это сильно покоробило. Просто мне рассказали как бы две разноплановые истории вместо одной, и меня это не разочаровало.Первая, эксцентричная, половина фильма смотрится просто отлично. Трибунцев замечательно сыграл загадочного и непостижимого Ивана Семенова (позже выясняется, что сам Иван плохо говорит и заикается, а его болтливость и всякие потешные поговорки - от беса), некоторые сцены с ним были просто уморительны.Но и кроме Трибунцева, от которого всегда ожидаешь очень ярких ролей, весьма порадовали Борис Каморзин и Никита Тарасов. Каморзин просто блестяще сыграл настоятеля монастыря, и мне тут трудно сказать, чья роль лучше - Каморзина или Трибунцева. Настоятель у него получился очень живой, естественный, симпатичный и забавный.С одной стороны, он твердой рукой рулит этим захиревшим монастырем и сумеет осадить даже такого балагура, как Семенов, с другой стороны, сильно подвержен влиянию своего помощника - эдакого серого кардинала в очочках - и почти ничего без его совета не делает.Никита Тарасов сыграл Николая I, который волею случая на денек остановился в монастыре. Царь получился отличный, его беседы с настоятелем и Бенкендорфом - просто класс!Во второй половине картины появится бес Легион, очень неплохо сыгранный Георгием Фетисовым. Он такой веселый бес: за душой-то Ивана охотится, но скорее в силу производственной необходимости. Легион делает все, чтобы Иван в монастыре стал настоятелем - исключительно для того, чтобы через Ивана влиять на монахов, но одновременно видно, что бес к Ивану очень привязался. И потом то, что происходит с Иваном, в свою очередь, меняет беса.Некоторые зрители и критики сетуют на то, что процесс воздушной доставки Ивана бесом в Иерусалим и сцены в Иерусалиме очень слабо сделаны в плане декораций и компьютерной графики, но это, насколько я понимаю, из-за очень скромного бюджета и сжатого графика съемки. Ни в какой Иерусалим съемочная группа, конечно, не ездила, и все это поставлено скорее в театральном стиле (декорации достаточно условны), да и компьютерной графики здесь, насколько я понимаю, вообще никакой нет - просто пара немудреных кинематографических трюков.Я это все также отметил, но не скажу, что меня сильно покоробило. Потому что дело тут не в декорациях и уж точно не в спецэффектах.На мой взгляд, всегда лучше, когда снимают хорошее кино, где вынужденно экономят на декорациях, чем , где бюджет в шесть раз побольше и на декорациях не так экономят, но смотреть этот дурдом не имеет никакого смысла.В данном случае, на мой взгляд, очень даже имеет смысл. Это хороший фильм с замечательными актерскими работами. Да, фильм неровный, к некоторым вещам можно предъявлять претензии, но я эту картину посмотрел с большим удовольствием и она оставила хорошее послевкусие. А некоторые сцены из первой половины фильма прямо-таки тянет пересмотреть, особенно приезд Николая I.Так что рекомендую: не так часто в России снимают действительно достойные просмотра фильмы.

Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя "Монах и бес". Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..

Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову , который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего "либретто" с представителями российского духовенства - они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивны, поскольку были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше - можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа...

Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.

Не та каденция. (Не тот случай).

Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).

Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.

Ждали,да все жданики съели...

Был уродец, а станет новгородец!

Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.

Бог строит церковь, а черт пристраивает колокольню.

Мыло не мило,коли лицо загнило...

Дед бабу любил и ее же доил.

С работою дружим, а без работы не тужим…

Мил гость, что душа, избывают его, как ежа...

Мыло черно,да моет бело.

Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.

Вода студит,а человек блудит.

Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.

Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.

Верста - не киста, на живот не давит.

По небу лететь, не человеком вертеть…

Помереть и родить - нельзя погодить.

Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.(Отмазка от вопроса кто ты и откуда).

Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Мудрость- состояние ума такое, специфическое...

Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре (В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).

Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.

Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».

А что они Христом торгуют? - А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме).

Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).

Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. (По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)

Подвижник без беса - это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом - это уже юродивый!

Пойдешь в глубину трансфизических магм. (Угодишь в ад).

Не пью только на небеси, а у нас на Руси - кому только не поднеси.

Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.(Про водочку небось...))

Чарка вина не убавит ума.

Молитва ждёт, горячее - нет.

Куманда - ерунда. Но служение - вне разумения. - КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л - (из академического словаря.)

Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. (Угодливо расступились перед важным лицом).

Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!

Сныть, да крапива, да немного пива! (Про диету во время поста).

Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? (Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию, либо представителей другой культуры,не понимающим твою....).

Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)

Верую, ибо абсурдно. (Приписывается Тертуллиану).

Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.

Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.

Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! (Извольте объяснить свой выпад).

Удалите с глаз,не удаляя. (Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).

Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета... (Буквально для рыбаков).

Благочестие - это предрассудок. Руссо читал?

Честь не есть… Сытым не будешь.

Ноэль вполне заурядная. (В этом нет ничего особенного).

Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.

У тебя что, гангрена гипоталамуса?

Без праци не бенде колораци… (Без правды нет и царствования).

Больше кузнечика и меньше воловья носка. (Праведник о размере своих грехов).

И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.

Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!

Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.

Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.

Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму....) :

Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как?..

Легион. В каком смысле?

Иван Семенович. Ну... к-как человек?..

Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.

Иван Семенович. А ведь ты его не л-любишь, Легион.

Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.

Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?

Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.

Иван Семенович. Как у г-государя?

Легион. Государю вашему до него далеко.

Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?

Легион. У вас в миру еще хуже.

Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?

Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?

Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?

Легион. В р-рай.

Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?

Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный

Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.

Настоятель. Чего?

Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?

Настоятель. Нет. Бог миловал.

Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!

Настоятель. Порок тяжкий.

Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?

Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.

Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)

Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди?..

Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.

Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?

Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.

Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?

Александр Христофорович. Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?

Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.

Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))

Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?

Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.

Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?

Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…

Религиозное чтение: молитва монаха в фильме монах и бес в помощь нашим читателям.

Однако он никогда не задумывался над причинами именно того, что он стал посредником между всеми мирами. Ведь такой большой дар не может появиться из неоткуда. Иван начинает расследовать историю своей родословной, что приводит к большим и страшным открытиям. Иван понимает, что с самого рождения ему была уготована судьба: быть посередине между Богом и Дьяволом. Сможет ли он справиться с такой сложной миссией и не склонить чашу весов в одну из сторон?

Продолжительность: 113 мин. / 01:53

Смотреть онлайн фильм Монах и бес (2016) в хорошем качестве

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

«Монах и бес»: житийная основа фильма

Фильм «Монах и бес» стал, пожалуй, одной из самых ярких новинок российского кинематографа прошлого года. За это время картина успела полюбиться широкому кругу зрителей, причем не только православных, и получить несколько значимых премий и наград («Белый слон», «Золотой орел», гран-при фестиваля «Покров»). Сегодня она уже числится в шестерке претендентов на главную национальную награду – премию «Ника», победители которой будут объявлены 28 марта. Во многом успех «Монаха и беса» зиждется на нетипичной проблематике, интересной идее фильма: возможно ли нечистую силу научить добру? Интересно, что на подобные размышления натолкнули режиссера Николая Досталя реальные истории из жизнеописаний святых подвижников.

Необычный послушник Нило-Сорской пустыни

Неоднократно в своих интервью Николай Досталь сам указывает на то, что главным толчком к идее создания фильма послужило знакомство с историей жизни Ивана Семеновича Шапошникова, бывшего насельника Нило-Сорской обители. Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?

Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.

Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.

«Если ты не хочешь служить мне, тогда возвращайся назад к Кириллу»

Поначалу, правда, Иван сильно тосковал по первой своей обители. Однако Сам Господь утешил его и прекратил эту безмерную скорбь через Своего угодника преподобного Нила Сорского. Однажды во время службы в храме, когда мысли Ивана всецело пребывали в Новоезерском монастыре, из алтаря к нему неожиданно наяву вышел сам преподобный Нил и сказал: «Если ты не хочешь служить мне, тогда возвращайся назад к Кириллу». После этого видения тоска послушника ушла бесследно, он с радостью нес в обители свои подвиги все последующие годы.

В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего. Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.

Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.

Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый. Он знал, кто из братии во время молитвы отвлекается непристойными мыслями, и кротко их обличал. Прозорливец замечал, что из уст пламенно молящихся монахов исходит огонь. Также святой видел, как за новопостриженными обычно следует два ангела. Известен случай, когда однажды за трапезой Иван Семенович громко рассмеялся, увидев, как рассерженного и невнимательного к чтению монаха оседлал бес и ехал на нем.

Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.

Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде. Братия часто слышала странные звуки, раздающиеся оттуда, а наутро находила послушника всего в ушибах, еле живого. Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.

Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.

Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.

Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины. Царица Небесная из собственных Пречистых рук дала старцу щи с черным хлебом (его единственное блюдо), отведав которые он сразу же выздоровел.

Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.

Как архиепископ Новгородский оседлал беса

Еще одним прототипом главного героя фильма «Монах и бес» стал святитель Иоанн Новгородский. Он был первым избранным, а не назначенным из Киева, как это было раньше, архиепископом новгородским с 1165 по 1186 год. Этот святой должен быть нам хорошо известен по истории иконы «Знамение» Новгородской, память которой торжественно отмечается 10 декабря.

Именно этому архиепископу в ответ на молитвы явилась Пречистая Богородица и повелела перенести Ее икону из храма и установить на стенах города, третий день осаждаемого суздальцами. Только по его молитвам икона, ныне именуемая «Знамение», сдвинулась с места и позволила себя перенести на указанное место. Именно этот святитель вытирал своей фелонью слезы Божией Матери, когда икона неожиданно «заплакала», повернувшись ликом к новгородцам. Как известно, после всех этих событий суздальские воины, на которых напало помрачение, стали убивать друг друга – город был спасен.

Кроме этого события, с именем Иоанна Новгородского связана целая серия различных преданий и легенд, которых всего насчитывается около 150. Путешествие в Иерусалим на бесе – одно из наиболее ярких и известных повествований, включенных даже в житие святого.

Как мы уже увидели из случая с иконой «Знамение», архиепископ Иоанн был большим и дерзновенным молитвенником. Такая молитва приятна Богу, но вызывает злобу и досаду у бесовской силы. И вот, во время очередного келейного молитвословия святителя один бесенок, желая отвлечь подвижника от его занятия, начал плескаться в сосуде с водой, служившем умывальником. Святой отвлекся, но быстро понял вражью хитрость. Он перекрестил сосуд, чем закрыл бесу выход оттуда.

Палимый силой крестного знамения, нечистый начал просить Иоанна выпустить его из умывальника. Тогда архиепископ ответил, что сделает это только в том случае, если бес свозит его на Святую Землю и обратно. Бесенок согласился и, приняв вид коня, осуществил обещанное, за одну ночь свозив архиепископа в Иерусалим и обратно. Там святой смог посетить храм Воскресения Христова, вход в который открылся по его молитвам, и приложиться ко Гробу Господню, а также ко всем другим святыням.

Бес был посрамлен. Но за свою «услугу» он попросил Иоанна не рассказывать никому об этом путешествии, иначе нечистый обещал ему досадно отомстить. Однако однажды, исключительно с назидательным намерением, праведник все же упомянул в беседе, что знает человека, осуществившего поездку на бесе в Иерусалим.

«Вместо того чтобы плыть вниз по реке, плот поплыл вверх – против течения. Тогда люди поняли, что были жестоко обмануты лукавым»

Тогда лукавый начал мстить ему, стараясь оклеветать. Он то выходил из кельи святого, приняв вид блудницы, то подбрасывал ему туда же различные предметы женского гардероба. Люди попались на «ловушку» и захотели избавиться от владыки, опорочившего себя, по их мнению, грехом блуда. Когда они пришли к своему владыке, бес под видом девицы как раз выбегал из его кельи.

Это стало последней каплей, переполнившей чашу негодования. Народ посадил некогда любимого им пастыря на плот и отправил его плыть по реке Волхов. Однако здесь произошло чудо, позволившее сразу же «реабилитировать» святого. Вместо того чтобы плыть вниз по реке, плот поплыл вверх – против течения. Тогда люди поняли, что ошиблись, были жестоко обмануты лукавым. Они просили прощения у своего владыки, умоляли его вернуться. Незлобивый пастырь, конечно же, не стал держать обиды и вернулся в город. В память об этом событии на месте, где остановился плот с архиепископом, новгородцами был установлен каменный крест.

Следует отметить, что сюжет с прирученным бесом из жития Иоанна Новгородского довольно популярен, и в фильме «Монах и бес» он использовался не впервые. До этого свою художественную интерпретацию житийное повествование получило и в русской литературе. Многие, должно быть, сразу вспомнили известный полет на черте за черевичками из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Примечательно, что этот же житийный мотив использовал и А.С. Пушкин для своей первой (незаконченной и долго считавшейся утраченной) поэмы «Монах».

Однако не будем путать творческую интерпретацию с простым заимствованием. История Ивана, Семенова сына, и беса по имени Легион является лишь «размышлением на тему», а не православным учением. Как известно, добро и зло живут по своим законам, а искусство – по своим. Поэтому любые обвинения в ереси и «неканоничности» по отношению к фильму «Монах и бес» необоснованны и смехотворны.

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

Сейчас читают

Вопрос-ответ

Благотворительность

Поддержите! Без Вас мы не справимся!

Нашли ошибку?

Мы в Фейсбуке

Мы ВКонтакте

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект - поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

"Монах и бес". Что за молитва звучит в фильме?

Ташенька Дронова милая, почему рабу, мы сыны Божьи. Низложи и подыми меня, тут Вы тоже не правы, это не Ваша Ташенька молитва, просить и подымать не всем дано, надеюсь Вы поднялись. Порази и исцели вот тоже, думайте люди о каждом слове, эту молитву читал человек для Господа, а Вы для себя читаете.

В фильме "Монах и бес" режиссера Николая Досталя звучит ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского.

Молитва прекрасная и хорошо прочитана актером Тимофеем Трибунцевым, сыгравшим одну из главных ролей в фильме.

Монах и бес. Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

“Если все взвесить и холодно рассудить во благовремении”, то всё же попробуем обратить внимание на некоторые вещи.

Немного истории, не фантастики, ибо Арабов малость перепутал:

По житиям, это он, а не Никита оседлал беса и летал в Иерусалим. Но святитель в данном случае победил беса, приказав ему лететь, приказав ему стоять у входа в Гроб Господень, приказав ему лететь обратно.

Потом тот через людей стал мстить. За подозрение в блуде святителя выгнали из города, посадив на плот. Но плот стал уплывать, именно уплывать от города против течения. (У Арабова плот возвращается к монастырю.)

Вроде мелочь. Но Иван вернулся силой бесовской против течения, а реальный монах Иоанн по молитве своей к Богу уплывал от монастыря.

Так кто Иван? – Бесноватый! То бишь, человек, который не борется с внешним врагом рода человеческого, как все подвижники, а имеет непосредственно в себе вышеназванного персонажа. Да он и сам говорит: “Почему одержим бесом и изгнать его не могу?”

Был такой реалььный человек, живший в 19-ом веке. Иван Семенович Шапошников, рясофорный послушник Нило-Сорской пустыни. Много он претерпел от бесов, но только они досаждали ему извне.

А в фильме его сделали бесноватым.

После службы опускали сверху икону Почаевской Божией Матери, и народ подходил прикладываться. Передо мной двое крепких мужчин вели женщину, которая еле переставляла ноги. Перед самой иконой мужчины не могли подтащить эту больную женщину к иконе, какие бы усилия не прилагали. Монах сам приложил икону к губам женщины, которая тут же обмякла и сопровождающие уже легко отвели её в сторону.

Например, Мотовилов подробно описывает своё состояние, когда он сам попал в такую ситуацию.

А в фильме что? Комедь, фарс, да и только. Что вытворяет новый насельник монастыря, как смешно. Зрителю не должно быть скучно!

Дас ист фантастиш! Третья подмена.

И дальше уже двое находятся всё время вместе. То бишь, подвижник борется уже со внешним злом? Ничего подобного! Когда настоятель увидел, что от леса остались одни пеньки, то что ему Иван кричал, не заикаясь? Опять в него бес вошёл?

“Входит и выходит, входит и выходит, замечательно выходит.” (с)

А мы что видим? Враг рода человеческого просто экскурсовод какой-то. Делает всё, чтобы Иван попал к Гробу Господню. Даже исцеляет монаха.

Только Господь исцеляет с целью спасти, а бес с целью погубить. А это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Н а с т о я т е л ь. Погоди, погоди… Ты что, и врагов своих любишь?

И в а н С е м е н о в и ч. Есть такая слабость.

Н а с т о я т е л ь. И врагов церкви Христовой?

И в а н С е м е н о в и ч. Этих – особенно.

Н а с т о я т е л ь. Зачем?

И в а н С е м е н о в и ч. Чтоб они добровольно пришли бы в наши объятия.

Н а с т о я т е л ь. А коли не захотят?

И в а н С е м е н о в и ч. Заставим.

“А кто у меня не захочет быть счастливым, я того в бараний рог скручу!” (с)

Это уже инквизиция какая-то. Что и показывают уже в фильме – Иван Семёнович силой вталкивает Легиона в помещение Гроба Господня.

Ответ: Есть такой камень. Это человек, свободную волю, которого Бог не может нарушить.

Эдак можно любого бандита затолкнуть куда надо, и он станет исправляться? А что? Для начала заставим нашу пятую колонну, потом продажных чиновников. Организуем чартерные рейсы в Иерусалим. Дальше больше. Преступников из тюрем, АТО, ИГИЛ, верхушку НАТО. Имя им легион.

Потом атеистов, мусульман, всех, кто верит, но неправильно. Православная опричнина, да и только. Дж.Оруэлл отдыхает.

Бред? А разве в фильме не бред?

Когда то я впервые прочитал молитву Оптинских старцев, но в какой-то эзотерической книжке. Очень она мне понравилась. А потом, вскоре, увидел эту молитву в православной церкви. Так вот: Молитва в той книжке оказалась сокращена почти в два раза, некоторые слова были просто выкинуты. Это я к чему?

А к тому, что вот часть молитвы Филарета, митрополита Московского:

Порази и исцели , низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Подчёркнутые слова в молитве Ивана отсутствуют. А почему, собственно?

“Истинно слово Твое, Господи, что злоба древняя не может быть новою добродетелию, и начальник всякого зла не будет делать добра!”

Кощунственный ли фильм? Скорее глупый, ибо авторы фильма несут отсебятину по некомпетентности. Что уж тут поделаешь.

“Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.” (с)

“Эх, Ваня, Ваня… Нет в тебе либерализма. И интуиции нет.”

Ну почему? Какие точные слова, а не вошли. Может кто запретил?

Но фильм то вышел. Продолжите мысль.

“Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк.”

Куда катится мир…

  • Добавить комментарий
  • 4 комментария

“Монах и бес”. Эксклюзивные поговорки, афоризмы из фильма, обреченные стать крылатыми.

Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно свежая работа Николая #Досталя "Монах и бес". Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..

. Не та каденция. (Не тот случай).

с¬кое. Испытывал, владыка?

  • Добавить комментарий
  • 14 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.208.1

Монах и бес

"Монах и бес" – новый фильм Николая Досталя, недавно (08.09.2016) появившийся экранах. Один из моих православных друзей назвал его "идеальным православным фильмом". Этот "кто-то", во-первых, церковный человек, а во-вторых, профессионал в этой области (великолепные "Необыкновенное путешествие Серафимы " – вполне достаточное доказательство сему), так что эту рецензию имеет смысл воспримать более чем серьезно.

Сразу оговорюсь: всё остальное там насквозь фальшиво. Фальшивый игумен, фальшивые монахи, фальшивый царь и фальшивый сановник, фальшивая Россия, изнывающая под гнетом самодержавия. Общие места, штампы, совершенно скучные, опознаваемые с первого взгляда неживые образы, стандартный псведоправославный лубок.

А бесы – очень интересные объекты для искусства. Дело в том, что они родные для муз, потому бесов музы всегда живописуют со вкусом, яркими красками. Настоящая личность кающегося монаха едва мерцает на дне психики юродивого беса, пришедшего в монастырь с подрывной целью. Замечательна "исповедь", во время которой демон "кается" в своих мнимых добродетелях, в любви ко всему живому и проч. Короче, одержимость главного героя дала неожиданно дала создателям фильма возможность создать интересный и глубокий образ.

И, наконец, на третьем – при недостатке покаяния человек должен безропотно терпеть находящие на него последствия греха – скорби. На этом-то (третьем) уровне покаяния и находится главный герой фильма, одержимый демоном инок Иван Семёнов. И он терпит, притом так, что зрители не тоскливо на это смотреть, потому что зритель видит в основном не муки и инока, а прикольные выходки мучащего его беса. И вот, Иван таки достигает спасения, это показано – и этому веришь. По крайней мерее, я – поверил, хотя меня не так легко убедить.

PS: Справедливости ради замечу, что спасения можно достигнуть и таким путем. Вот финальный акт жизненной драмы Ивана Семенова.

Начальство допрашивает их – монаха и беса, который, потеряв в храме Гроба Господня в Иерусалиме свою силу, выглядит как обычный оборванец. Их подозревают в грабеже:

– Почту на станции вы взяли?

– Да мне и брать-то нечем, – говорит испуганно бес. – Вон руки застыли!

– На вот, погрей руки.

– А ты? – спрашивает начальство монаха.

– Так точно, Ваше благородие. Виноват я, – отвечает Иван Семенов.

– А кобылу у крестьянина Захарки на Рождество не ты ли умыкнул?

– А девицу Смолянинову снасиловал?

– Вы его про гибель Помпеи спросите, не он ли? – ехидствует бес.

– Ты Помпею завалил, душегубец? – спрашивает начальство.

– Да это вера у него такая! – поясняет бес. – Всё на себя брать. Глупая, надо сказать, вера.

– Иван, Семёнов сын. Из мещан.

– Так что же? Ежели из мещан, так и врать можно? Всё! Дознание окончено. Федот! Выпороть обоих за бродяжничество. А вот этого вот, из мещан, пороть особо! За наговор на себя и неуважение к властям.

И этот несправедливейший приговор (впрочем, не лишенный своеобразной логики) оказывается для монаха смертельным. Смертельным – и спасительным. Порка освобождает его от бесовского насилия, потому что на сей раз обессиленный бес не может проявить присущей ему целебной силы и удержать в теле ускользающую от него душу монаха. Претерпевший до конца – тот спасен будет.

В небольшое дополнение к тексту – очень интересное толкование из комментариев в Facebook:

Ольга Гелла Не показалось мне, что бес покаялся, я подумала, что праведник ему оказался не по зубам и он отправился искать жертву попроще , так скажем. Бес вышел вообще неинтересным, весьма примитивным. А вот образы монахов, игумена мне показались очень интересными, не знаю есть ли такие, но вполне могут быть.

  • Добавить комментарий
  • 58 комментариев

Выбрать язык Текущая версия v.208.1



Но как ты тепл, а не горяч и не холоден


Читал новости культуры, и глаз зацепился за очередной полнейший сюр происходящего, на который уже и внимание перестаешь обращать. В Киеве завершил работу XIV Международный фестиваль православного кино «Покров» на котором наградили российский фильм «Монах и бес» , и это в условиях, когда в то же время по городу проходят нацистские факельные шествия , а президент Украины призывает нацию сплотиться в борьбе с российской агрессией . Как подобное одновременно в головах там уживается уразуметь не могу, ну да и бог с ним, но фильм решил посмотреть. И лучше бы я этого не делал.



Фильм «Монах и бес». Ну какой высокодуховный фильм без голой жопы?

Справка о фильме

В принципе, если сразу заглянуть в справку о фильме, то смотреть желание пропадает. При бюджете в 130 млн руб. сборы чуть более четырех . Вот вроде бы, что цифры, когда речь о культуре? А то, что на «28 панфиловцев», со ценами боев, графикой, техникой ушло чуть более 100 млн руб. , но, допустим, это народные деньги, и там все «по-другому». Но на «Брестскую крепость», которая уже снималась в обычном кинорежиме, — 250 млн руб. , на «Остров» — меньше 100 млн руб. . Но ведь тот же «Остров», это фильм совершенно другого уровня, ну просто несопоставимого с «Монахом и бесом». И что это значит? А то и значит, ничего святого у людей нет, вот и все. При этом половину бюджета выцыганили у РПЦ, а половину и Минкульта . Но в отличие от тех же «панфиловцев», пока «много» денег не получили, снимать — отказывались, так как «смысла не было». Оно и правда, какой смысл в таком кино, если денег нет?


Фильм «Монах и бес». Петра. Храм-мавзолей Эль-Хазне. Фрагмент вставлен мключительно чтоб за казенный счет туда съездить. Смысла в нем ноль, да и юмор так себе

По темности своей хотя фамилия Досталь и на слуху, фильмографию его на память не помню, но зная бы, что он автор таких фильмов, как: «Маленький гигант большого секса» (1992), «Мелкий бес» (1995), телесериалы «Штрафбат» (2004), «Завещание Ленина» (2007) — опять-таки смотреть бы не стал. Скорее всего.


Фильм «Монах и бес». Иван (Тимофей Трибунцев)

Фильм снят, на мой вкус, очень примитивно. Сюжет слабый, скомканный, лубочный. Понравилось разве что игра Трибунцева, ну и настоятель хорош, остальные же играют на уровне типового сериала. Забавно, что в одной из рецензий критик написал, что, мол, фильм полон фраз, которые зрители должны растащить на цитаты. Жалко наблюдательного автора расстраивать, но, вообще-то, впечатлившие его «фразы» это русские пословицы и поговорки. Их и правда много, но их уже «растащили на цитаты», причем так давно, что значительную часть уже и забыли.


Фильм «Монах и бес». Настоятель — точное порадание в образ. На таких все и держится непонятно как

Идея фильма

Повторюсь, что сюжетно фильм сделан очень примитивно, по уровню беспомощности напоминая творения старшеклассников на «высокодуховные» темы. Не очень понятно, как подобная халтура могла получить благословение? На мой взгляд, есть еще и в богословском плане «скользкие» вопросы к сюжету. Начиная с того, что фильм есть вольная интерпретация сюжетов из жития Иоанна Новгородского , и кончая самой принципиальной возможностью обращения беса в православие. Последне возможно?


Фильм «Монах и бес». Так, по мнению авторов, выглядит бес

Звучит парадоксально, но, на мой взгляд, основная идея фильма — это его безыдейность. Так же как у РПЦ нет совершеннейшего представления о том, что с происходящим в мире делать, так и у авторов фильма — нет идеи, которую они хотят зрителю донести. Место идеи занимает «тема» под бюджет, который авторы осваивают. Так как спонсоры РПЦ и Минкульт, то тема должна быть высокодуховной. Тем более что под тему высокой духовности легко списать коммерческий провал проката, мол народишко подкачал, не понимает тонкого и уровень духовности — недостаточный. Но даже это делают авторы халтурно, как бы нехотя и, что называется, «спустя рукава». Кстати, мне кажется, в РПЦ происходит что-то похожее. Христианство все больше из «идеи» превращается в «тему», которая «осваивается», из чего и растут корни многих церковных сложностей. Хотя, безусловно, проблема безыдейности обширна, сложна и не для упоминания вскользь, особенно когда речь идет о церкви. К тому же и в фильме, и в жизни, среди «мира», есть те, кто при всем личном несовершенстве, продолжают жить «идеей», принимая «темы» как необходимость, но в меру сил, продолжающих все же служить именно идее.


Фильм «Монах и бес». Настоятель (Борис Каморозин)

Достаточно ли это для благословения? РПЦ виднее, но по мне, то что этот фильм получил финансирование и приз, звучит как очень печальный диагноз об утрате нравственного различения добра и зла у тех, кто собственно и должен быть хранителем такого различения и образцом для подражания. Создается впечатление, что вместо нравственных ориентиров теперь сами пастыри используют брендирование, согласно которому — да, фильм и духовный, и поучительный. По мне же, получилась банальная примитивная поделка для карго христианства, приносящая зла больше, чем саги о вампирах, ибо:

Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

Откровение Иоанна Богослова, 3:15-16

Грустно, когда с той стороны фон Триер и мощь Голливуда, а с этой — Досталь и пустота, маскируемая распилом бюджетных денег по мелочам.


Фильм «Монах и бес». А еще на Мертове море хорошо съездить. Съемок на пол дня, а удовольствия зато...

И во всем происходящем больше всего тревожит именно РПЦ. Если бы Досталь просто развел Минкульт, или спонсоров, и бог с ним. Увы, примитивизация культуры и распил стали общим трендом отечественной «как бы» интеллигенции. Но РПЦ же вроде как должна стоять на страже нравственных ориентиров, бороться с «теплохладностью» и утратой различения добра и зла? На практике вместо этого, церковь сама оплачивает свое разрушение, создавая поколение «теплохладной» паствы. Что, на мой взгляд, куда опаснее прозелитизма, экуменизма или глобализации. Если сами пастыри становятся «теплохладными», то пастве-то что делать?


Фильм «Монах и бес». Тоже хорошее попадание в образ и также символ того, как все непонятно у нас в жизни, на грани, но почему-то живо, а потом раз — и вроде как умерло, но остальное все равно живо. Но не думаю что авторы об этом снимали.

Ну и последнее, и у РПЦ нет сюжетов, кроме как предлагаемых творческой интеллигенцией? Что серьезны? Совсем-совсем? Ну почему бы тогда житие святых не экранизировать? Хотите сделать его понятнее пастве? Перенесите в наши дни. Ну или есть книга «Несвятые святые », тираж — больше 2 миллионов, чем не готовый сериал? 130 миллионов бюджета думаю хватило бы на него с избытком. Нет? А почему? Почему на «Монаха и беса» деньги есть, а на это — нет? Хотя, конечно, наивные вопросы, по-своему даже глупые, но может весь смысл фильма в том, чтоб они возникли? Ведь неисповедимы пути Господни...

На мой взгляд, фильм не стоит затраченного на него времени. И даже разбирать его не хочется. Да и как разбирать пустоту?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»