Начальник инспекции министерства обороны. Инспекция военная. Структура Министерства обороны Российской Федерации

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Исполняется 10 лет с момента образования.

Задачи инспектирования войск в русской армии решались с давних времен, начиная, если следовать изученным историками документам, еще с первой половины XVI века. Но вплоть до 1918 года не существовало единого органа, осуществлявшего комплексный контроль за поддержанием Вооруженных Сил государства в готовности к выполнению возложенной на них высокой миссии.

Впервые формирование такой структуры было начато в соответствии с приказом Наркомвоена от 24 апреля 1918 года. Через несколько месяцев, а именно 16 сентября того же года, Реввоенсовет (РВС) Республики утвердил Положение о Высшей военной инспекции РККА и её штаты.

8 сентября 1919 года была образована Военная и морская инспекция, переименованная 30 января 1922 года в Инспекцию Красной армии и Красного флота, а с 20 мая она стала называться уже просто Инспекцией при РВС Республики. Но прошло немного времени, и 4 марта 1924 года Инспекция была вновь расформирована, а на её базе создан Инспекториат РККА, преобразованный перед началом Великой Отечественной войны в Инспекцию РККА.

С 1945 года в видах Вооруженных Сил были введены самостоятельные инспекции, которые затем, с 17 января 1947 года, объединили в Главную инспекцию Министерства обороны СССР, просуществовавшую до декабря 1991 года.

Главную инспекцию Министерства обороны СССР возглавляли очень авторитетные, известные в армии и на флоте люди, видные военачальники, такие как Л. А. Говоров, И. С. Конев, М. С. Малинин, М. В. Захаров, И. Х. Баграмян, И. Е. Петров, К. К. Рокоссовский, К. С. Москаленко, В. Л. Говоров, И. М. Третьяк .

После образования Вооруженных Сил Российской Федерации в сентябре 1992 года главным военным инспектором был назначен генерал армии К. И. Кобец. Военная инспекция просуществовала до мая 1997 года. 28 августа 1997 года вместо неё Указом Президента РФ № 946 была образована Государственная военная инспекция Президента РФ как самостоятельное подразделение Администрации Президента, возглавил её государственный военный инспектор РФ - секретарь Совета безопасности А. А. Кокошин. С 25 декабря 2000 года Военная инспекция входила в состав Совета безопасности РФ в качестве Управления военной инспекции.

В 2002 году было принято решение о формировании Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации. Приказами Министра обороны учреждены военные геральдические знаки и установлена дата проведения годового праздника Военной инспекции МО РФ - 16 сентября (день утверждения Реввоенсоветом Республики Положения и штатов Высшей военной инспекции в 1918 году).

В настоящее время Военная инспекция Министерства обороны Российской Федерации входит в состав Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации. Руководит ей генерал-лейтенант О.В. Смиренов.

Напишите отзыв о статье "Военная инспекция Минобороны России"

Отрывок, характеризующий Военная инспекция Минобороны России

– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации – главный военный инспектор генерал-лейтенант Александр ЛУКИН.

Визитная карточка
Александр Павлович Лукин родился 17 ноября 1951 г. на хуторе Островском Суровикинского района Волгоградской области.
В 1973 г. с отличием окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения командиром группы пуска, командиром ракетного дивизиона, заместителем командира ракетного полка. После окончания в 1984 г. Военной академии имени Петра Великого был назначен командиром полка ракет СС-18 «Воевода». С 1990 по 1993 г. командовал ракетной дивизией в Забайкалье. После окончания с отличием Военной академии Генерального штаба в 1995 г. был назначен в Главное оперативное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, где проходил службу заместителем начальника управления, а с 1997 г. - начальником управления. В июле 2002 г. назначен начальником Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации – главным военным инспектором.

Александр Павлович, каков круг обязанностей и полномочия возглавляемой вами Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации?
- Деятельность Военной инспекции определена кругом задач, возложенных на нее министром обороны Российской Федерации. К числу основных из них относятся инспектирование (проверки) состояния центральных органов военного управления, видов и родов войск Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Мы осуществляем проверки выполнения ими мероприятий, предусмотренных планами их строительства и развития, а также иных вопросов, определяемых министром обороны РФ и Коллегией Министерства обороны. Военная инспекция проводит анализ реализации в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, выполнения плана строительства Вооруженных Сил, практики применения в войсках (силах) нормативных правовых актов в области обороны. В число наших задач входит и координация деятельности служб Министерства обороны, центральных органов военного управления и иных подразделений Минобороны по подготовке и проведению проверок органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил в целях сокращения общего количества проверок войск (сил).
Кроме того, нельзя не упомянуть и о задачах, которые возникают в порядке выполнения оперативных заданий руководства Минобороны России как в масштабе военного ведомства, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Таким образом, Военная инспекция занимается не только проверкой состояния войск (сил), но и изучением проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации планов строительства Вооруженных Сил, на что тратится до 70% времени.
Что касается полномочий Военной инспекции, то их тоже довольно много. Перечислю только основные из них. Это формирование комиссий по проведению проверок, осуществляемых по решениям министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей, руководство работой таких комиссий; подготовка и представление докладов министру обороны РФ, проектов приказов и директив министра обороны РФ по результатам инспектирования (проверок); контроль устранения недостатков, выявленных в ходе инспектирования (проверок).
Кроме того, Военная инспекция имеет право запрашивать необходимые документы и справочные материалы у органов военного управления Вооруженных Сил и должностных лиц Министерства обороны по вопросам, отнесенным к ведению Военной инспекции, а также для организации инспектирования.
- Сколько у вас подчиненных?
- Коллектив Военной инспекции достаточно небольшой - менее 30 офицеров. Но при этом задачи, которые стоят перед Военной инспекцией, офицеры и гражданский персонал решают в полном объеме и с высоким качеством.
- И как же вы успеваете с таким в общем-то небольшим числом инспекторов работать во всеармейском масштабе?
- Существуют, конечно же, и проблемы. В первую очередь это, как вы заметили, небольшой состав Военной инспекции. Круг обязанностей достаточно широк. Поэтому для решения всего комплекса задач, стоящих перед Военной инспекцией, в состав комиссии на период инспектирования войск, органов военного управления, войск (сил) и учреждений Министерства обороны привлекается необходимое количество специалистов из центральных органов военного управления и преподавателей вузов Минобороны. В целях подготовки привлекаемых в состав комиссий офицеров мы проводим с ними инструкторско-методические занятия, ставим им задачи на подготовку к проверке и непосредственно перед проверкой проводим контрольные занятия, на которых проверяем, на сколько каждый из офицеров знает методику и порядок оценки проверяемых им элементов.
Кроме того, довольно часто министр обороны РФ и его первые заместители ставят Военной инспекции задачи, возникающие в ходе реализации планов строительства Вооруженных Сил. Бывают отдельные случаи, когда коллектив Военной инспекции решает задачу подготовки к проверкам в течение нескольких дней, а то и нескольких часов.
Личному составу Военной инспекции в течение коротких отрезков времени между проведением инспекционных мероприятий приходится обрабатывать большие объемы информации. На помощь приходят современные информационные технологии, успешно применяемые личным составом в повседневной работе.
- Пожалуй, единственным бесспорным критерием боеспособности подразделения, части или соединения является победа в бою. В мирное время определить степень подготовленности того или иного воинского коллектива сложнее. Для избавления от предвзятости проверяющего нужны объективные критерии оценки. Александр Павлович, насколько существующие в настоящее время критерии позволяют выяснить истинное положение дел в воинских коллективах в ходе инспектирования?
- Оценочные критерии, по которым определяется боеспособность войск, установлены соответствующими приказами и директивами министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующих видами и командующих родами войск Вооруженных Сил России. Используемые критерии в полном объеме позволяют определить боевую готовность и боеспособность воинской части или соединения даже в условиях мирного времени.
- А кто разрабатывает эти критерии и чем при этом руководствуется? Почему, например, в тех же зенитных ракетных войсках отличная оценка ставится соединению в том случае, если командный пункт за управлением огнем и не менее 50% огневых подразделений за результаты боевых стрельб получают «отлично», а остальные части - не ниже, чем «хорошо». Почему именно 50%, а не 75% или не все 100% должны отстреляться на «отлично», чтобы соединение вышло в отличники?
- Порядок оценки воинского формирования разрабатывался центральными органами военного управления с участием видов и родов войск Вооруженных Сил на основе анализа элементов, определяющих способность войск (сил) осуществить перевод с мирного на военное время и выполнить задачи по предназначению. По сути дела, это система требований к состоянию войск. При этом использовались научные проработки, накопленный опыт оперативной и боевой подготовки, анализ войн и вооруженных конфликтов.
В ходе освоения действующей в настоящее время временной инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах РФ были практически проверены ее требования, изучены и учтены предложения войск, выработаны единые подходы оценки состояния воинских формирований, определены конкретные критерии оценки отдельных показателей.
Приведенный вами пример оценки боевого применения зенитного ракетного соединения основан на расчетах эффективности выполнения боевых задач войсками ПВО с учетом своих боевых возможностей. Опыт локальных войн показывает, что при нанесении неприемлемого ущерба воздушному противнику он отказывается от выполнения задач и меняет свои планы. Таким образом, полученная воинской частью оценка по результатам выполнения боевых стрельб позволяет сделать выводы об их способности сорвать, отразить или только ослабить удар средств воздушного нападения.
- Какие изменения готовятся в методику проверки состояния боеспособности частей, соединений и объединений?
- В настоящее время Военная инспекция завершает разработку инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах, в которой на основе предложений главных и центральных управлений Министерства обороны, видов и родов войск уточнены критерии оценки практически по всем направлениям деятельности органов военного управления, соединений и воинских частей.
Основные изменения коснулись таких элементов проверки, как состояние боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной и боевой подготовки, состояние тыла и финансово-экономической деятельности и других.
Определены критерии оценки методической подготовки офицеров, что особенно актуально в условиях перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил и сокращения срока службы по призыву до одного года. Повышены требования оценки состояния защиты государственной тайны, состояния правопорядка и воинской дисциплины. Физическая подготовка личного состава Вооруженных Сил, прежде всего офицеров и прапорщиков, стала основным предметом обучения.
В основу уточнения критериев оценки положен принцип объективности. Оценка за элемент или показатель проверки должна не зависеть от субъективного мнения проверяющего.
- Понятно, что никому из командиров на инспекторской проверке не хочется ударить лицом в грязь. Большинство из них идут к результату нормальным путем - за счет оптимальной организации боевой подготовки в течение учебных периодов. Однако лихие беспредельные 1990-е годы некоторых должностных лиц, в том числе и в армии, приучили, так сказать, к «нетрадиционным» способам достижения цели (в данном случае - желанной оценки в ходе инспекции). Александр Павлович, скажите, вам или вашим подчиненным доводилось видеть попытки обмана, очковтирательства, а порой и предложения пойти на сговор, для того чтобы оценка устроила проверяемого?
- Естественно, что каждое должностное лицо стремится показать участок, за который несет ответственность, с лучшей стороны. При работе в войсках имели место случаи попыток обмана, очковтирательства.
Однако офицеры Военной инспекции, центральных органов военного управления, привлекаемые для проверки войск, имеют достаточный жизненный и служебный опыт и в полной мере способны оценить реальное положение в проверяемых органах военного управления и войсках. Кроме того, офицеры центральных органов военного управления тщательно подбираются исходя из имеющегося у них опыта и высоких морально-нравственных и деловых качеств.
Главная задача инспекторских проверок - это вскрыть и определить реальное состояние проверяемых воинских частей и оценить его в соответствии с требованиями нормативных документов. Офицеры Военной инспекции осознанно понимают свою задачу, особую роль доверия министра обороны Российской Федерации, и попытки отдельных командиров приукрашивать положение дел не влияют на объективность оценок.
- Кого и когда в Вооруженных Силах ждет следующая инспекторская проверка?
- В соответствии с планом, утвержденным министром обороны Российской Федерации, в Военной инспекции в настоящее время уже начата активная подготовка к проведению инспекторской проверки сил и войск Северного флота, которая спланирована в августе-сентябре.
- На что инспекторы в ходе работы на Северном флоте будут обращать наиболее пристальное внимание?
- Проведение инспекторских проверок в Вооруженных Силах РФ четко регламентировано руководящими документами Министерства обороны. При проведении инспекторских проверок проверяются и оцениваются все основные элементы деятельности командования и личного состава проверяемых объединений, соединений и воинских частей, а также основные вопросы строительства и развития флота. Вместе с тем в ходе работы на Северном флоте особое внимание будет уделено контролю за исполнением законодательства Российской Федерации, требований нормативных правовых актов Министерства обороны, определению реального состояния боевой и мобилизационной готовности сил и войск флота, их способности выполнить боевые задачи, а также проверке эффективности работы командования и штабов по поддержанию подчиненных органов управления, соединений и воинских частей в установленной степени боевой готовности, управлению воинскими частями в различных условиях обстановки и организации всех видов подготовки в соответствии с руководящими документами.
- И последний вопрос: как стать военным инспектором, каким образом осуществляется подбор и расстановка кадров Военной инспекции Минобороны России?
- В Военную инспекцию подбираются офицеры, имеющие богатый служебный опыт как в войсках, так и в органах военного управления, а также способные напряженно работать, ведь инспекторская проверка идет непрерывно, без пауз в течение двух недель, а продолжительность нахождения офицера Военной инспекции в командировках составляет более 150 суток в год. Военному инспектору предъявляются высокие требования к его профессиональной подготовке, практическим навыкам по управлению войсками. Это должны быть «профессора» военного дела. Ведь, чтобы иметь моральное право проверять, нужно знать предмет проверки глубже, чем знает его проверяемый. И конечно, военный инспектор должен быть исключительно честным и порядочным человеком, болеющим за интересы Вооруженных Сил и России.
Сегодняшний состав Военной инспекции - это офицеры, которые прошли службу в войсках (силах флота), имеют опыт службы в органах военного управления (в том числе и центральных). Они обладают широким кругозором и способностью не только проверить состояние войск, но и разобраться в проблемах строительства Вооруженных Сил и подготовить руководству Министерства обороны предложения по их решению.

16 сентября отмечается День образования Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации.

Задачи инспектирования войск в русской армии решались с давних времен, начиная, если следовать изученным историками документам, еще с первой половины XVI века. Но вплоть до 1918 года не существовало единого органа, осуществлявшего комплексный контроль за поддержанием Вооруженных Сил государства в готовности к выполнению возложенной на них высокой миссии.

Впервые формирование такой структуры было начато в соответствии с приказом Наркомвоена от 24 апреля 1918 года. Через несколько месяцев, а именно 16 сентября того же года, Реввоенсовет (РВС) Республики утвердил Положение о Высшей военной инспекции РККА и её штаты.

8 сентября 1919 года была образована Военная и морская инспекция, переименованная 30 января 1922 года в Инспекцию Красной армии и Красного флота, а с 20 мая она стала называться уже просто Инспекцией при РВС Республики. Но прошло немного времени, и 4 марта 1924 года Инспекция была вновь расформирована, а на ее базе создан Инспекториат РККА, преобразованный перед началом Великой Отечественной войны в Инспекцию РККА.

С 1945 года в видах Вооруженных сил были введены самостоятельные инспекции, которые затем, с 17 января 1947 года, объединили в Главную инспекцию Министерства обороны СССР, просуществовавшую до декабря 1991 года.

Главную инспекцию Министерства обороны СССР возглавляли очень авторитетные, известные в армии и на флоте люди, видные военачальники, такие как Л.А. Говоров, И.С. Конев, М.С. Малинин, М.В. Захаров, И.Х. Баграмян, И.Е. Петров, К.К. Рокоссовский, К.С. Москаленко, В.Л. Говоров, И.М. Третьяк.

После образования Вооруженных сил Российской Федерации в сентябре 1992 года главным военным инспектором был назначен генерал армии К.И. Кобец. Военная инспекция просуществовала до мая 1997 года. 28 августа 1997 года вместо нее Указом президента РФ № 946 была образована Государственная военная инспекция президента РФ как самостоятельное подразделение Администрации президента, возглавил ее государственный военный инспектор РФ - секретарь Совета безопасности А.А. Кокошин. С 25 декабря 2000 года Военная инспекция входила в состав Совета безопасности РФ в качестве Управления военной инспекции.

В 2002 году было принято решение о формировании Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации. Приказами министра обороны учреждены военные геральдические знаки и установлена дата проведения годового праздника Военной инспекции МО РФ - 16 сентября (день утверждения Реввоенсоветом Республики Положения и штатов Высшей военной инспекции в 1918 году).

Предназначена для организации и осуществления инспектирования (проверок) состояния войск (сил), координации мероприятий контроля состояния органов военного управления и войск (сил) центральными органами военного управления, осуществления контроля за выполнением планов строительства Вооруженных Сил.

3. Военная инспекция является центральным органом военного управления и подчиняется первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

4. Военная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

5. В процессе своей деятельности Военная инспекция взаимодействует с заместителями Министра обороны Российской Федерации, центральными и иными органами военного управления Вооруженных Сил, в установленном порядке - с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6. Организационно-штатная структура Военной инспекции определяется штатом, утвержденным в установленном порядке.

II. Основные задачи Военной инспекции

7. Основными задачами Военной инспекции в мирное и военное время являются:

1) организация и осуществление инспектирования (проверок) состояния (по установленным в Вооруженных Силах элементам и показателям) объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, выполнения ими мероприятий, предусмотренных планами подготовки войск (сил), совместно с заинтересованными органами военного управления, контрольных проверок по иным вопросам, определяемым Министром обороны Российской Федерации и первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, в том числе осуществление контроля за выполнением мероприятий по формированию органов военного управления, соединений и воинских частей, формируемых при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное время и в военное время;

2) осуществление контроля за реализацией в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, практики применения в войсках (силах) соответствующих нормативных правовых актов и иных служебных документов, за выполнением плана строительства Вооруженных Сил;

3) координация деятельности центральных органов военного управления по подготовке и проведению проверок объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил;

4) разработка (уточнение) методологии организации и проведения инспекторских, контрольных, итоговых проверок и оценки состояния объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил.

III. Функции Военной инспекции

8. Военная инспекция осуществляет следующие функции:

1) в части организации и осуществления инспектирования (проверок) состояния (по установленным в Вооруженных Силах элементам и показателям) объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, выполнения ими мероприятий, предусмотренных планами подготовки войск (сил), совместно с заинтересованными органами военного управления, контрольных проверок по иным вопросам, определяемым Министром обороны Российской Федерации и первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, в том числе осуществление контроля за выполнением мероприятий по формированию органов военного управления, соединений и воинских частей, формируемых при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное время и в военное время:

разработка планов и программ проверок, проводимых по решениям Министра обороны Российской Федерации, формирование и подготовка комиссий к работе, руководство их работой в ходе проверок;

подготовка отчетных материалов по проведенным проверкам, доклад Министру обороны Российской Федерации о результатах проведенных проверок;

разработка при необходимости проектов правовых актов Министерства обороны, других служебных документов по реализации решений Министра обороны Российской Федерации по результатам проведенных проверок, контроль за их выполнением;

контроль за устранением недостатков, выявленных по результатам проверок, доклад Министру обороны Российской Федерации о результатах контроля;

обобщение, анализ результатов проведенных проверок, выявление системных упущений, недостатков и нарушений, подготовка при необходимости совместно с заинтересованными органами военного управления предложений по их устранению, решению проблемных вопросов состояния войск (сил), доклад их Министру обороны Российской Федерации на рассмотрение;

2) в части осуществления контроля за реализацией в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, практики применения в войсках (силах) соответствующих нормативных правовых актов и иных служебных документов, за выполнением плана строительства Вооруженных Сил:

контроль исполнения в Вооруженных Силах требований соответствующих нормативных правовых актов в области обороны, доклад Министру обороны Российской Федерации о результатах контроля;

контроль практики применения в войсках (силах) нормативных правовых актов и иных служебных документов, определяющих порядок реализации в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, выполнения концепции и плана строительства Вооруженных Сил, доклад в установленном порядке Министру обороны Российской Федерации о результатах контроля;

обобщение, анализ результатов контроля, выявление системных упущений и недостатков, подготовка при необходимости совместно с заинтересованными органами военного управления предложений по их устранению, решению проблемных вопросов, связанных с реализацией в Вооруженных Силах государственной политики в области обороны, выполнением плана строительства Вооруженных Сил, доклад их в установленном порядке Министру обороны Российской Федерации на рассмотрение;

разработка (участие в разработке) проектов соответствующих нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Военной инспекции;

3) в части координации деятельности центральных органов военного управления по подготовке и проведению проверок объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил:

подготовка совместно с Главным оперативным управлением Генерального штаба на основании предложений центральных органов военного управления плана проведения проверок Вооруженных Сил на учебный год (раздела плана подготовки Вооруженных Сил на учебный год), контроль за его выполнением;

разработка и представление на утверждение первому заместителю Министра обороны Российской Федерации плана работы Военной инспекции на учебный год;

разработка и представление на утверждение Министру обороны Российской Федерации: плана внезапных проверок состояния боевой (боевой и мобилизационной) готовности Вооруженных Сил на учебный год; плана-графика работы центральных органов военного управления в войсках (силах) на очередной месяц;

контроль за выполнением плана внезапных проверок состояния боевой (боевой и мобилизационной) готовности Вооруженных Сил и плана-графика работы центральных органов военного управления в войсках (силах), доклад Министру обороны Российской Федерации о результатах контроля;

4) в части разработки (уточнения) методологии организации и проведения инспекторских, контрольных, итоговых проверок и оценки состояния объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил:

разработка (уточнение) основных подходов к организации и проведению инспекторских, контрольных, итоговых проверок и оценке состояния объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил;

разработка соответствующих проектов правовых актов Министерства обороны по организации и проведению проверок и оценке состояния объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил.

Военная инспекция осуществляет также иные функции в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации.

IV. Руководство Военной инспекции

9. Военную инспекцию возглавляет начальник Военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации - главный военный инспектор (далее именуется - начальник Военной инспекции).

Начальник Военной инспекции является прямым начальником личного состава Военной инспекции и подчиняется первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.

10. Начальник Военной инспекции отвечает: за боевую готовность Военной инспекции; успешное выполнение задач и функций, возложенных на Военную инспекцию; подготовку, воспитание, воинскую, трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава Военной инспекции; безопасность военной службы военнослужащих и труда лиц гражданского персонала; внутренний порядок, сохранность материальных средств, находящихся в пользовании Военной инспекции; организацию режима секретности и делопроизводства; финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение личного состава Военной инспекции.

11. Начальник Военной инспекции имеет заместителей начальника Военной инспекции.

Определение обязанностей заместителей начальника Военной инспекции осуществляет начальник Военной инспекции.

12. Начальник Военной инспекции:

1) руководит разработкой и выполнением плана Военной инспекции, представляет его на утверждение первому заместителю Министра обороны Российской Федерации и ежегодно докладывает о результатах его выполнения;

2) организует и проводит проверки войск (сил) в соответствии с годовым планом работы Военной инспекции, утвержденным первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, а также по поручениям Министра обороны Российской Федерации и первого заместителя Министра обороны Российской Федерации;

3) привлекает по указанию Министра обороны Российской Федерации и первого заместителя Министра обороны Российской Федерации для участия в проверках, проводимых Военной инспекцией, специалистов от центральных органов военного управления и организаций Вооруженных Сил;

4) руководит подготовкой к работе и работой комиссий по проведению проверок, проводимых по решениям Министра обороны Российской Федерации и первого заместителя Министра обороны Российской Федерации;

5) получает от должностных лиц проверяемых объединенных стратегических командований, войск (сил), входящих в состав военных округов, видов и родов войск Вооруженных Сил, и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе проверки;

6) докладывает в установленном порядке Министру обороны Российской Федерации о результатах инспектирования (проверок);

7) запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления и организаций Вооруженных Сил сведения по вопросам, относящимся к компетенции Военной инспекции;

8) ведет переписку с органами военного управления по вопросам, отнесенным к его компетенции;

9) направляет руководителям органов военного управления для согласования (предварительной проработки) проекты служебных документов, разработанные в Военной инспекции;

10) представляет в установленном порядке предложения по структуре, составу и численности Военной инспекции;

11) организует в установленном порядке изучение, подбор и расстановку кадров в Военной инспекции;

12) организует работу по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений среди личного состава Военной инспекции;

13) представляет в установленном порядке предложения о награждении военнослужащих и лиц гражданского персонала Военной инспекции государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами;

14) организует списание в установленном порядке материальных ценностей и сумм ущерба;

15) издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их выполнение;

16) утверждает положения о структурных подразделениях и должностные обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц Военной инспекции;

17) организует контроль за исполнением служебных документов в Военной инспекции.

Начальник Военной инспекции осуществляет также иные полномочия в соответствии с Регламентом Министерства обороны Российской Федерации, должностным регламентом и решениями Министра обороны Российской Федерации.

_____________________________

* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом, Военная инспекция Министерства обороны Российской Федерации - Военной инспекцией.

ИНСПЕКЦИЯ ВОЕННАЯ (от латинского inspectio - осмотр),

1) центральный орган управления Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для инспектирования состояния Вооруженных Сил, выполнения ими мероприятий плана строительства Вооруженных Сил, иных вопросов, определяемых министром обороны Российской Федерации, коллегией МО, в целях анализа и координации деятельности центральных органов военного управления и иных подразделений МО; подчиняется первому заместителю министра обороны Российской Федерации. Создана в июле 2002, когда приказом министра обороны Российской Федерации утверждено Положение о Военной инспекции и её штат. Задачи инспектирования войск в российской армии решались, начиная с 1-й половины 16 века, но вплоть до 1918 года не существовало единого центрального органа военного управления, осуществлявшего комплексный контроль за поддержанием вооруженных сил в должной боевой готовности. Впервые формирование единого органа инспектирования войск начато в 1918 году. Реввоенсовет Республики 16.9.1918 утвердил Положение о Высшей военной инспекции РККА и её штат. В сентябре 1919 образована Военная и морская инспекция при РВСР, переименованная в январе 1922 года в Инспекцию Красной Армии и Красного Флота, затем в Инспекцию при РВСР. В апреле 1924 года Инспекция расформирована, а на её базе создан Инспекторат РККА, преобразованный перед Великой Отечественной войной в Инспекцию РККА. В 1945 году для проведения проверок подготовки войск и состояния их боевой готовности созданы главные инспекции в Сухопутных войсках, ВВС и ВМФ. В 1947 году в Вооруженных Силах СССР образована Главная инспекция МО во главе с заместителем министра обороны СССР - главным инспектором. Организационная структура Главной инспекции МО видоизменялась в зависимости от потребностей в осуществлении контрольных функций. С конца 1980-х годов она состояла из инспекций: подготовки штабов, Сухопутных войск, РВСН, Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, Войск ПВО, ВВС, ВМФ, вооружения, Тыла. Её возглавляли Маршалы Советского Союза Л. А. Говоров, И. С. Конев, И. Х. Баграмян, К. К. Рокоссовский, К. С. Москаленко, генералы армии М. В. Захаров, И. Е. Петров и др.

2) Орган военного управления некоторых государств, осуществляющий руководство родом войск, службой и т. п. В России инспекции военные учреждены в 1796 и до 1862 года выполняли функции управлений военных округов. Они располагались в 12 районах и вскоре были преобразованы в штабы дивизий. В 1806 из 14 инспекций военных оставлены Кавказская (в 1807 преобразована в 19-ю и 20-ю пехотные дивизии), Оренбургская и Сибирская (преобразованы в 23-ю и 24-ю пехотные дивизии). С 1862 года в штабах военных округов созданы инспекторские отделения. В 1812-65 комплектованием армии личным составом занимался Инспекторский департамент Военного министерства, который в январе 1865 года включён в состав Главного штаба. В Морском министерстве в 1827 году образован свой Инспекторский департамент для заведования личным составом, портами и заведениями флота (в 1884 переименован в Главный морской штаб). В 1721 в центральном аппарате российской армии учреждены должности генерал-инспекторов, просуществовавшие до 1917 года (с 1909 подчинялись непосредственно военному министру).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»