Стиг ларссон продолжение. Продолжение трилогии Стига Ларссона «Миллениум» может быть опубликовано. Что «Афиша» писала о «Миллениуме» и его сиквелах

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Стиг Ларссон и его наследие

© Britt-Marie Trensmar

Трилогию «Миллениум» Стиг Ларссон начал летом 2002 года. Ему было 48, и до этого он не написал ни строчки прозы. Известный шведский журналист, Ларссон всю жизнь занимался исследованием правых идеологий и экстремистских организаций, и сочинение романов так плохо вязалось с его фигурой, что даже друзья отнеслись к затее с писательством как к шутке. Микаэль Экман, коллега Ларссона, вспоминал, как в 2001 году они после работы пили виски и фантазировали о том, чем будут заниматься на пенсии. «Я напишу пару книг и стану миллионером», - сказал Ларссон. Экман поднял его на смех. Бывший начальник Ларссона, Курдо Бакси, отреагировал примерно так же, когда тот признался, что пишет роман, и попросил показать рукопись: «Я думал, он шутит».

Но Ларссон не шутил. За два года он сочинил целую трилогию и уже готовил ее к публикации, но утром 9 ноября 2004 года внезапно скончался от инфаркта, когда поднимался по лестнице на седьмой этаж в свой офис. Через полгода первый роман появился в книжных магазинах и сразу стал бестселлером в Швеции, а через пять лет - и во всем мире.

Именно эта необычная траектория жизни (и смерти) писателя на первых порах обеспечила книгам успех. Шутка ли - с нуля сочинил три отличных детектива и умер в дверях славы: мечта маркетолога. Но главная причина популярности трилогии «Миллениум» - это, конечно же, персонажи.

Микаэль Блумквист

В шведской адаптации «Миллениума» центральную мужскую роль сыграл Микаэль Нюквист (злодей из первого «Джона Уика»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

В американской версии - агент 007 Дэниэл Крейг

2 из 2

Создавая своих героев, Ларссон сознательно шел против канонов. Нуар - жанр вполне устоявшийся: в центре повествования неизменно угрюмый, депрессивный алкоголик-мизантроп типа Харри Холе из , который раскрывает преступления в перерывах между походами в любимый бар и отходняками после запоев. Микаэль Блумквист, основатель журнала «Миллениум» (отсюда - название цикла), в этом смысле персонаж-наоборот: абсолютно здоровый, в меру пьющий журналист-правдоискатель с кристально чистой репутацией; даже его внешнюю привлекательность Ларссон обыгрывает как насмешку над токсичной маскулинностью, характерной для жанра. Блумквист пользуется успехом у женщин, но в рамках книг его интрижки всегда выглядят так, словно это его соблазняют и тащат в постель, что довольно остроумно на фоне закостеневших представлений о неотразимых героях из нуарных романов.

Лисбет Саландер

Роль девушки с татуировкой дракона и на мотоцикле запустила голливудскую карьеру Нуми Рапас («Прометей», «Общак»)

© Нильс Арден Оплев

1 из 2

Лисбет Саландер, как и Блумквист, персонаж-перевертыш. С ней Ларссон поступил еще радикальней: взял все известные стереотипы о героинях-женщинах и вывернул их наизнанку. На выходе получилась агрессивная девушка-хакер с обостренным чувством справедливости и запредельно высоким IQ, одетая как панк и рассекающая по городу на мотоцикле.

Ларссон пытался добиться максимального контраста между героями, и это ему удалось: если Блумквист - противник насилия, который всегда ищет способ соблюсти протоколы, то Лисбет, напротив, ведет себя как мститель из комиксов - собственноручно карает тех, до кого не дотягивается закон. Кроме того, протагонисты у Ларссона равноправны: автор и здесь отказался от стандартного детективного тропа, не разделяя их на Холмса и Ватсона - мозга и его помощника. Именно эта новизна - попытка обыграть затертые клише, - а также химия между героями обеспечили книгам такой успех во всем мире.

Мысль семейная

Семья, пожалуй, главная единица измерения в скандинавской литературе. Все саги начинаются с длинных перечислений родственных связей - кто кого и от кого родил. И тайны в шведских триллерах также чаще всего вращаются именно вокруг выглядывающих из шкафов скелетов. По этой формуле, например, написаны многие романы Хокана Нессера или Анны Янсон: трагедии и преступления в них - результат скорее неустроенности жизни и затаенной обиды, чем злого умысла. Вспомнить хотя бы «Человека без собаки», где в центре сюжета - семейное торжество.

Ларссон не исключение: тема семьи очень важна для него, но и обыгрывает он ее по-своему. Если отсечь лишнее, то «Миллениум» - это одно большое путешествие Лисбет Саландер в поисках настоящей семьи, то есть людей, которые примут и полюбят ее такой, какая она есть. Архитектурно все сюжеты в трилогии выстроены так, чтобы ближе к концу героиня освободилась от всех тиранов и нашла покой. И главный парадокс в том, что угнетатели Лисбет в этой семейной саге - это ее кровные родственники, отец и сводный брат, а также назначенный судом опекун. Романы Ларссона так хорошо продуманы, что даже если читатель и не видит эту смысловую инверсию, то все равно подсознательно чувствует посыл: семья - это вовсе не запись в свидетельстве о рождении, кровные узы - фикция, а с генеалогического древа в любой момент можно отломать ветку и найти новую семью. Именно так и поступает Лисбет, и потому самая последняя сцена, когда она открывает дверь перед Блумквистом, то есть впускает его наконец в свою жизнь, пожалуй, идеальное завершение ее истории.

Кто такая Ева Габриэльссон


© WANDYCZ Kasia / Gettyimages.ru

У самого Ларссона, как и у Саландер, тоже в каком-то смысле было две семьи - родственники и жена. До восьми лет он жил с бабушкой в деревне, затем все же переехал в Стокгольм, к отцу и брату, но в шестнадцать ушел из дома. А в восемнадцать обрел вторую семью - познакомился с архитектором Евой Габриэльссон. Они вместе работали и путешествовали, а в 1981 году и вовсе отправились в Гренаду, где изучали революционный опыт только что освобожденной республики. Габриэльссон играла в жизни Ларссона такую важную роль, что когда трилогия «Миллениум» завоевала мир и журналисты стали копаться в биографии автора, появилась теория о том, что Ева приложила руку к книгам. Это объяснимо - в литературных талантах Ларссона до последнего сомневались даже его коллеги, тогда как Габриэльссон, напротив, всегда была известна не только как архитектор: в молодости она перевела на шведский Филипа К.Дика.

Что случилось после смерти Ларссона?

К сожалению, Ларссон не оставил завещания, а их с Габриэльссон брак не был официально зарегистрирован. Писатель боялся, что если у них будет общее имущество, его общественная деятельность может поставить под угрозу ее жизнь. Поэтому после его смерти все права на книги по закону отошли к отцу и брату.

Габриэльссон пыталась судиться, у нее на руках остался недописанный четвертый роман о Саландер - Блумквисте, и она готова была закончить его, но суд встал на сторону наследников и запретил ей использовать имена персонажей. А уже в декабре 2013 года отец Ларссона объявил о том, что продолжением серии займется журналист-биограф Дэвид Лагеркранц.

Стоит ли читать продолжения «Миллениума»?

Дэвид Лагеркранц

Развивать успешную франшизу после смерти автора - вполне распространенная практика. К примеру, Себастьян Фолкс среди прочих , а Энтони Горовиц оживлял Шерлока Холмса. Но тут есть два нюанса.

Во-первых, Фолкс и Горовиц - опытные писатели, они как минимум владеют основами ремесла, в то время как Лагеркранц - журналист, в резюме которого полубиографические романы об Алане Тьюринге, покорении Эвереста и мемуары , собранные из 100-часовой записи интервью с футболистом.

Во-вторых, продолжение «Миллениума» не имеет никакого отношения к изначальному замыслу Ларссона. Ева Габриэльссон так и не отдала незаконченный черновик наследникам, и Лагеркранцу пришлось писать новую историю с нуля, а это большая проблема, потому что он, очевидно, не имеет ни малейшего представления о том, как работает сюжет хорошего триллера.

Что «Афиша» писала о «Миллениуме» и его сиквелах

    «Девушка с татуировкой дракона»

    «Девушка, которая играла с огнем»

    «Девушка, которая взрывала воздушные замки»

    «Девушка, которая застряла в паутине»

    Лев Данилкин: «Обойдемся без аллилуйщины, но если ваша квота на детективы - один в год, то пусть уж это будет Ларссон»

    Лев Данилкин: «И первая-то книжка была очень увлекательной, однако вторая гораздо увлекательнее: как «Столпы земли» Фоллетта, как «Смилла», как «Граф Монте-Кристо»; до такой степени, что можно на пару дней войти в режим «только чтение», а все остальное делать на автопилоте»

    Лев Данилкин: «Это, конечно, совсем уже не детектив, и даже не политический конспирологический триллер, и даже не офисный сериал про отношения; нечто гораздо более значительное. Беллетри­зованный путеводитель по шведской конституции. Очерк модели взаимодействия частных лиц и госструктур»

    Лев Данилкин: «Роман кишит юриями, иванами и владимирами - депутатами Госдумы, сутенерами, киллерами, хакерами; здесь даже упоминается Никита Михалков. О том, как отнесся бы сам Ларссон к тому, что его книги превратились в оружие холодной войны, остается только гадать»

    Справедливости ради, Ларссон тоже был журналистом и тоже начинал с нуля. У его книг куча недостатков - они избыточны, многословны, у них проблемы с ритмом, - но штука в том, что Ларссон во всяком случае умел создавать харизматичных персонажей и нагнетать атмосферу. Лагеркранц на это неспособен: работая над продолжением, он просто надергал сюжетных ходов из оригинальной трилогии. Помните, как во второй книге «Миллениума» Блумквист догадался, что Лисбет взломала его ноутбук, и общался с ней через текстовый файл на рабочем столе? У Лагеркранца происходит то же самое.

    «Девушка, которая застряла в паутине» - никакое не продолжение серии: это измельченные и перемолотые в блендере фабулы первых трех книг, стерилизованные и разбавленные водой. Почти все сцены в романах Лагеркранца - это разговоры двух людей в комнате или по телефону, причем по телефону они обычно пересказывают другу другу то, что произошло в предыдущей главе. Ни одной попытки построить эффектную сцену: вся книга выглядит как сборник интервью - один длинный диалог сменяется другим.

    Оригинальная трилогия, помимо прочего, отличалась еще и крайней жестокостью: за три романа Лисбет успела облить отца бензином, поджечь его и огреть топором, 381 день просидеть в изоляторе в психушке и прибить брата гвоздями к полу; ее насиловали, избивали, стреляли ей в голову и один раз даже похоронили заживо; она на мотоцикле преследовала маньяка-убийцу, набила на груди у насильника татуировку-слово «свинья» и в одиночку отметелила толпу байкеров. Книги Ларссона в этом смысле - образец скандинавского детектива, увечья и жестокость в них - часть повседневной жизни: в одной сцене героиня завтракает, а в следующей у нее уже сотрясение мозга и пара сквозных ранений - и это нормально.

    Не то Лагеркранц. В новом романе одна сломанная челюсть вначале, убитый передозировкой немощный старик в середине и далее невнятная возня вокруг «таинственного секретного эксперимента над детьми-сиротами», который подается без иронии и похож на сюжет фильма, украденный у Уве Болла. Лагеркранцу попросту недостает ни духу, ни фантазии, ни инстинктов, чтобы дать жару - и на фоне безумия, которое творилось на страницах у автора оригинала, это просто смешно.

    Ларссон как ветхозаветный бог заставлял своих героев проходить самые страшные испытания - Лагеркранц же словно боится навредить им и, если и наказывает персонажа, то как бы понарошку: Лисбет всегда ранена несерьезно - чтобы уже через двадцать минут антилопой скакать по фьордам и палить из пистолета со стопроцентной точностью. В «Девушке, которая искала чужую тень» читатель встречает Саландер в тюрьме - и вот здесь можно было бы сгустить краски и раскрутить юридическую линию, заставить всех героев бороться за жизнь, но нет: Лисбет выходит из заключения через два месяца без единой царапины. Да и тюрьма эта больше похожа на приятный шведский отель с садиком во дворе, кружком керамики и сырниками с брусничным соусом на обед. Если так дальше пойдет, то в третьей книге Лагеркранц поставит Лисбет в угол и запретит ей смотреть телевизор - на большую жестокость к персонажам он, очевидно, не способен.

    Писать сиквел известной серии - затея в принципе очень рискованная; продолжатель так или иначе должен соревноваться с первоисточником, пытаться выйти из его тени, сказать что-то свое. У Лагеркранца такой цели нет: обе его «Девушки» - это романы, кричащие о своей вторичности. Их автор даже не пытается заигрывать с жанром и как-то проявить себя: наоборот, он постоянно ищет способ писать «под Ларссона», спрятаться за ним - и даже в этом терпит неудачу. Сиквелы «Миллениума» недотягивают даже до уровня фанфика: последние могут быть неловкими и кривыми, но по крайней мере всегда написаны с любовью - к писателю-кумиру, героям, атмосфере оригинала. Книги Лагеркранца написаны с любовью к деньгам.

Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку — поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берется за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чем здесь цитаты из Третьей Книги Моисея

2 Стиг Ларссон

Девушка, которая играла с огнём


Поздно вечером в своей квартире застрелены журналист и его подруга — люди, изучавшие каналы поставки в Швецию секс-рабынь из Восточной Европы. Среди клиентов малопочтенного бизнеса замечены представители властных структур. Кажется очевидным, каким кругам была выгодна смерть этих двоих. Микаэль Блумквист начинает собственное расследование гибели своих коллег и друзей и вдруг узнает, что в убийстве подозревают его давнюю знакомую Лисбет Саландер, самую странную девушку на свете, склонную играть с огнем — к примеру, заливать его бензином

3 Стиг Ларссон

Девушка, которая взрывала воздушные замки



Лисбет Саландер решает отомстить своим врагам. Не только криминальным элементам, желающим ей смерти, но и правительству, которое несколько лет назад почти разрушило ее жизнь. А еще надо вырваться из больницы, где ее держат под охраной, считая опасной психопаткой, и добиться, чтобы ее имя исчезло из списка подозреваемых в убийстве

Продолжения трилогии Миллениум были ожидаемы читающей публикой и обречены на успех. Опубликованы они были посмертно.

4 Стиг Ларссон, Давид Лагеркранц

Девушка, которая застряла в паутине


В книге «Девушка, которая застряла в паутине» — новые времена настали в жизни Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста. Каждый из героев занят своими проблемами. Лисбет объявила войну криминальной империи своего отца, стремясь изничтожить даже самые малые ее остатки. У Микаэля трудный период - критики и коллеги устроили ему травлю, упрекая в утрате профессионализма, а его журналу «Миллениум» грозит «недружественное поглощение» крупным медиаконцерном

Продолжение трилогии шведского писателя Стига Ларссона «Миллениум» может быть опубликовано, заявил друг и коллега Ларссона журналист Курдо Бакси во время Эдинбургского книжного фестиваля. Бакси уверен, что рукопись готова на 70% и она также может стать основой для «прекрасного голливудского фильма». Правда, он считает, что завершать книгу не стоит - нанятые «литературные негры» не смогут повторить стиль Ларссона.

В 260-страничном черновике рассказывается история Камиллы - сестры-близнеца , главной героини трилогии.

Этот персонаж вскользь упоминается в первых трех книгах, а в четвертой книге Ларссон решил именно её вывести на первый план. По словам Бакси, всего Ларссон планировал написать в этой серии десять романов, и незаконченный том по хронологии должен быть пятым.

Своим выступлением Курдо Бакси опроверг сделанные в начале августа заявления гражданской жены Ларссона Евы Габриэльссон, которая считает, что рукопись к публикации непригодна, поскольку готова лишь на 30% и представляет набор несвязанных сцен. «Стиг писал спонтанно, отдельными кусками, которые потом собирал вместе. Нельзя назвать то, что получилось, романом», — сказала она.

По данным Габриэльссон, в черновике около 200 страниц, которые являются только началом романа.

По данным наследников Ларссона, существует еще как минимум три незаконченных черновика: четвертая (или пятая) книга, о которой ведут спор Габриэльссон и Бакси, а также то ли два синопсиса, то ли две небольшие рукописи еще двух романов серии. Сейчас наследством Ларссона распоряжаются брат и отец писателя, которые — вроде бы — не собираются выпускать продолжения «Миллениума» ни в каком виде.

Что касается Курдо Бакси и Евы Габриэльссон, то оба они хорошо знали Ларссона, но непонятно, кто из них был больше знаком с последними работами писателя.

С Габриэльссон писатель прожил более 30 лет, они вместе занимались исследованиями и общественной работой. Она написала книгу воспоминаний «Миллениум», Стиг и я» (вышла на русском языке летом 2011 года), в которой как раз и излагает свою точку зрения на возможность публикации четвертого тома. Кроме того, она долгое время пытается отстоять своё право на наследие писателя; ей даже предлагали войти в правление фонда Ларссона, но она отказалась. В январе этого года она выразила готовность завершить четвертую книгу, хотя раньше утверждала, что не хотела бы видеть её напечатанной.

Бакси и Ларссон были знакомы 12 лет, вместе работали в журналистике, в конце 90-х объединили два своих издания и виделись - по утверждению Бакси - практически каждый день. Бакси также опубликовал воспоминания о писателе под названием «Стиг Ларссон», но, в отличие от Габриэльссон, на авторские права на «Миллениум» он не претендует.

Сама трилогия оказалась весьма востребованной. В 2009 году все три книги были экранизированы на родине писателя в Швеции; исполнители главных ролей Микаэл Нюквист и Нуми Рапас в результате получили путевку в Голливуд (Рапас сейчас снимается в сиквеле « » Гая Ричи и в «Прометее» , а Нюквист - четвертой «Миссии невыполнима»). Кроме того, в декабре этого года в прокат выходит еще одна «Девушка с татуировкой дракона» с и Руни Марой.

Трилогия Миллениум получила широкую мировую известность. Автором популярных детективных романов является шведский писатель Стиг Ларссон . Книги начинаются детективом . Именно Девушка с татуировкой дракона становится главной героиней детективного цикла Миллениум.

Зовут главную героиню произведений Лисбет Саландер. Это неординарная личность сложной судьбы, внешне асоциальная, обладающая массой врожденных способностей. Удачный выбор главной героини предопределил успех первого романа, который написал Стиг Ларссон. Книги продолжения трилогии Миллениум были ожидаемы читающей публикой и обречены на успех. Опубликованы они были посмертно. Первая книга Девушка с татуировкой дракона в 2005 году. Вторая — Девушка, которая играла с огнём выходит следом за первой в 2006 году. Третья — Девушка, которая взрывала воздушные замки также через год в 2007. Романы были написаны и завершены лично писателем. Но, оставалась неоконченная рукопись. На основании её материалов журналистом Давидом Лагеркранцем была написана книга-продолжение трилогии Миллениум — Девушка, которая застряла в паутине . Роман был опубликован в 2015 году вновь подняв волну читательского интереса к произведениям Стига Ларссона. Возможно вернувшаяся популярность побудит Лагеркранца продолжить историю о Лисбет новыми произведениями.

Трилогия Миллениум быстро завоевала мировую известность, обрела миллионы поклонников по всему миру. Растущая популярность произведений Стига Ларссона не осталась без внимания кинематографистов. Лисбет Саландер стала героиней шведских и американских экранизаций. На мой вкус фильмы получились слабее произведений, которые написал Стиг Ларссон. Книги интересны, как говорилось выше, необычной, сложной, экспрессивной главной героиней Лисбет Саландер. Режиссеры выбрали на эту роль слабые тени задуманного автором персонажа. По энергетике и образу значительно ближе к образу Лисбет вокалистка российской группы Слот – Дария Ставрович. Думаю, на роль Саландер при очередной экранизации историй о героине цикла кинематографистам следует пригласить именно её.

Стиг Ларссон был общественным деятелем. Это находит отражение в освещении автором социальных проблем Швеции по большей части, связанных с женщинами. Девушка с татуировкой дракона – название, данное издателями для увеличения кассовых сборов. Автор назвал первый роман Män som hatar kvinnor, дословно со шведского переводится как Мужчины, которые ненавидят женщин. Название является лейтмотивом ко всем произведениям цикла. Читаешь о жестоком, извращенном насилии женщин, бесправности людей, признанных асоциальными и думаешь, что таково положение в социально направленной благополучной Швеции. Что же говорить о других странах. Невольно вспоминается Пролетая над гнездом кукушки Кен Кизи. Прошло более 40 лет, но ситуация с правами или бесправием личности мало изменилась. Человек, выпавший из системы, автоматически становится её врагом.

Немного об особенностях произведений, которые написал Стиг Ларссон. Книги относятся к детективному жанру. По ходу повествования второй герой цикла – экономический журналист Микаэль Блумквист проводит собственные расследования, не связанные с официальными действиями полиции. Задуманные автором интриги довольно интересные, но выбранный им формат изложения событий несколько тяжеловат для детективного жанра. Писатель злоупотребляет излишним вниманием к деталям, объемными отступлениями и переповторениями ранее сказанного. Детективная линия размывается обильным наплывом слов, теряет накал читательского интереса, усложняет восприятие повествования. Романы читаются больше по инерции, следуя за судьбой главной героини. Но, особого удовольствия от чтения не испытываешь. Больше это похоже на труд и выполнение читательских обязанностей. Тем не менее, что-то цепляет многомиллионную читательскую аудиторию и привязывает к произведениям Стига Ларссона. Я не исключение. Иначе не было бы исключительной популярности этого детективного цикла и престижных литературных наград.

Книги Стига Ларссона издавались в хронологическом порядке происходящих событий. Ниже приведены мои отзывы о каждой из них.

Стиг Ларсон Книги по порядку. Трилогия Миллениум

  • 2005 год - Девушка с татуировкой дракона (Man som hatar kvinnor - Мужчины, которые ненавидят женщин);
  • 2006 год - Девушка, которая играла с огнём (Flickan som lekte med elden);
  • 2007 год - Девушка, которая взрывала воздушные замки (Luftslottet som sprangdes - Воздушный замок, что был взорван).

Давид Лагеркранц. Продолжение Миллениума

  • 2015 год - Девушка, которая застряла в паутине (Det som inte dodar oss).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»