Святые отцы о целомудрии и чистоте. Целомудрие — это… Целомудренное воспитание детей – забота о чистоте тела, души и духа

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Иерей Вадим Коржевский


Сегодня мы вспомним ту страсть, которая особенно ярко выделяется среди прочих страстей. Это страсть блуда , опутывающая, подобно паутине, весь современный нам мир. Видимо, начали сбываться пророческие слова о том нравственном состоянии людей последнего времени, когда оно будет таким же, как во времена Ноя, и люди будут делать то же, что делали жители Содома и Гоморры. Как бы то ни было, но, живя среди разврата, нам нужно заботиться о своем спасении. Один из путей к нему - путь Лота, жившего в Содоме. В городе, где царил разврат, он был тем праведником, ради которого сохранялся город. Он спасался тем, что жил по другим принципам и другим правилам. В подобной обстановке жил и Ной во времена допотопные. Ведь тогда люди отличались такими гнусностями, что Господь, глядя на мир, раскаялся, что создал человека на земле (Быт. 6:6). Ноя, проповедовавшего покаяние, они считали безумным и смеялись над ним, говоря: «Да что он от нас хочет? Мы живем, как все. Все же так делают». Св. Феофан Затворник справедливо замечает на такой аргумент: « Жили, как все, и потоп потопил всех ». Спасся только Ной и его семейство, которые жили по-другому.

Говорить блудникам, что страсть блуда вредна для души и что она разрушительно действует на психику, бесполезно. Они этого не понимают, как не понимали того люди, жившие во времена древние. Люди как тогда, так и сейчас говорят, что это есть только исполнение закона естества и ничего в этом плохого нет. Но мы знаем из Священного Писания, что никакой блудник Царства Божиего не наследует (Еф. 5:5). Противоположной этому греху добродетелью является целомудрие , которое охраняет человека от погружения в плоть. И если блуд, растлевая человека, разрушает его личность, уподобляя его скотам (Пс. 48:13), то целомудрие уподобляет его ангелам, ибо « чистота есть усвоение бестелесного естества », - говорит преп. Иоанн Лествичник.


Целомудрие бывает внешнее, состоящее в сохранении чистоты тела, а бывает внутреннее, заключающееся в чистоте помыслов, чувств и желаний. В Патерике описан случай, как у одной игуменьи в монастыре жила племянница, красивая собой. Недолго прожив, она умерла. Игуменья думала, что она попала в райские обители, и молилась о том, чтобы ей было показано, где она находится. Открывшееся ей видение показало, что ее племянница находится в огне адском. Она воскликнула:

За что ты там оказалась?

Та объяснила:

Я только во внешнем своем облике была чиста и сохраняла чистоту телесную, но мне нравился юноша, ходивший в церковь, и я всегда смотрела на него во время службы, оскверняясь в душе.

Этого оказалось достаточным, чтобы попасть в ад. Такое целомудрие, может быть, больше требуется от людей монашеского звания, проводящих ангельское житие, но и от мирян требуется сохранять целомудрие, хотя бы телесное, внешнее.

Признаком внешнего целомудрия является стыдливость . Правда, стыд появился после грехопадения, ибо до него Адам и Ева не имели стыда. После же вкушения запрещенного плода они вдруг устыдились своего вида, почувствовав в себе плотские движения. Тогда они из листьев смоковничных сделали себе препоясание, закрыв те места, которые наиболее вызывали у них стыд. Таким образом, стыд есть завеса греха и вовсе не святое состояние, хотя для падшей природы человеческой оно очень благодетельно, потому что хранит от возможного греха. По мере чистоты чувство греха обостряется, вызывая стыд даже там, где, казалось бы, и нет необходимости стыдиться. У преподобной Макрины, сестры Григория Нисского, однажды появилась болезненная опухоль на груди. Мать долго просила и умоляла ее воспользоваться услугами врача, так как и это искусство, говорила она, дано Богом на пользу людям. Макрина же из чувства стыда считала невозможным обнажение какой-нибудь части тела перед чужими глазами. Таковым целомудрием она преклонила Божие милосердие и получила откровение, согласно которому нужно было по наступлении вечера, удалившись в храм, всю ночь припадать с молитвой к Богу и текущую из глаз воду смешивать с землей, а потом эту слезную грязь употребить вместо лекарства против своей болезни. Поступив так, Макрина получила исцеление. Подобную стыдливость показал и преп. Аммун. Он как-то переправлялся через реку с одним братом и попросил его отойти подальше, чтобы не видеть им друг друга обнаженными. Но даже когда они удалились друг от друга, Аммун устыдился самого себя видеть обнаженным и, пока боролся со стыдом, не зная, что ему делать, внезапно был перенесен на другой берег.

Целомудрие удерживало многих подвижников от посещения мест, где требуется обнажение телесных частей. О пляжах и общих банях св. Иоанн Златоуст говорил, что это есть сонмище блудных жен и непотребных юношей; место, где оскорбляется честь мужского и женского пола, где уважение к воздержанию, скромности, благоговению, целомудрию подрывается, а слава, честь и доброе имя христианина предаются поруганию. Если бы св. Иоанн Златоуст жил сейчас, то сказал бы о телевидении и кинематографе то же, что говорил в свое время о театре - что если бы они изображали только возвышенное, они бы никого не интересовали. Они потеряли бы свою притягательную и обаятельную силу, если бы перестали щекотать животные инстинкты падшей человеческой природы.

Сотое правило шестого Вселенского Собора гласит:

Очи твои право да зрят и всяким хранением блюди твое сердце, ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем, обольщающие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертовать. Если же кто это будет делать, да будет отлучен.

Это приговор разным художникам, фотографам, режиссерам, которые считают, что существует так называемая «целомудренная нагота», приводящая к возвышенным чувствам. Такая красота способна вызвать святые чувства только у святых и бесстрастных, но болеющих страстями это созерцание приведет лишь к утрате целомудрия.


Какое значение имеет целомудрие для христианина? Как для тела, так и для души оно доставляет здравие и удовольствие от ощущения здравия. Св. Григорий Богослов определяет признаком целомудрия некоторую веселость сердечную, сравнивая ее с веселостью детской. Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. Целомудрие - добродетель всеобъемлющая. « Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех », - считает св. Филарет Московский. И прежде всего целомудрие характеризуется верностью данным Богу, супругу, супруге обетам. Приведем примеры.

Некий монах Николай, служивший ранее в войске при царе Никифоре, вновь пошел воевать, так как случилась война. Находился он в цветущей поре возраста, был высокого роста, статный, сильный, красивый, с молодецкой военной выправкой. По этой причине на него постоянно обращали внимание женщины, хотя он их не замечал. Когда Николай проходил по Болгарии, то как-то раз случилось ему зайти переночевать в одну болгарскую гостиницу. Поужинав и помолясь Богу, Николай лег спать. Но только что он разоспался, как неожиданно почувствовал, что кто-то тихо потрагивает его. То «прииде к нему» дочь гостинника, «девица весьма молодая». Монах ощутил горячее человеческое тело, почувствовал, как молодые тонкие руки страстно сплелись с его руками и в то же время чьи-то страстные уста стали покрывать лицо поцелуями. Все ночевавшие в гостинице спали крепким сном, и никто не мог ей помешать, но инок сам отстранился от ласкающей прелестницы и вопросил ее:

Кто ты? Чего хочешь?

Она же отвечала ему:

Дочь гостинника, любовью к тебе уязвлена и пришла, влекомая неисцелимою страстью.

Монах начал останавливать страстную болгарку и напомнил ей, что она еще молода, что ей должно стараться блюсти свою девическую чистоту, чтобы вступить в честный брак или сделаться инокиней, но девушка так им увлеклась, что не слушала его нравственных увещаний, а обратилась к хитрости. Чтобы выиграть время и опять напасть на него, не наделав шуму, она отползла от него, улеглась потихоньку и притворилась будто заснула. К третьей страже ночи «паки припаде к нему влекуще». Когда Николай опять заговорил с ней строго, притом громко, девушка испугалась того, чтобы другие от их переговоров не проснулись, и она для этого отступила от него, тяжело дыша. Через время она вновь кинулась к Николаю, чем и переполнила меру его терпения. Монах Николай плюнул и сказал:

Ты бес, а не девушка.

Встал и ушел из гостиницы, оставив нам пример монашеского целомудрия.

А вот пример супружеского целомудрия. Некий купец перевозил товары в Африку, и случилось кораблекрушение, которое его разорило. Купца посадили в тюрьму за долги, а жена, зарабатывая немного, могла приносить ему только пищу, но освободить его никак не могла из-за большого долга. Однажды, когда она была у мужа, туда пришел один из знатных людей. Увидев эту женщину, он пленился ее красотой и предложил ей выкуп мужа, с условием если она пробудет у него только ночь. Женщина не обнаружила ни гнева, ни досады, не стала и осуждать вельможу, а просто сказала:

Я должна спросить у мужа. Как он скажет, так и сделаю.

Когда она все рассказала мужу, он заплакал, глубоко вздохнул и произнес:

Недаром сказано: не надейтесь на князей, на сынов человеческих (Пс. 145:3). Пусть простит ему Бог обиду, которой он хотел нас унизить еще более, чем мы унижены. Пойди к нему и скажи, что мы не хотим купить свободу такой ценой.

Она все это передала вельможе. В то время с ними сидел разбойник, который слышал разговор их и, умилившись их верностью друг другу, рассказал им, где находятся сокровища, им награбленные, так как ему они уже не пригодятся, ибо его скоро казнят. Эти сокровища помогли освободиться от тюрьмы купцу.

Подобные примеры целомудрия человек не может явить без помощи Божией.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет:

Естественное влечение изменяет Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами доказывает свое искреннее желание, чтобы влечение это изменилось. Тогда Дух Божий прикасается к духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божьего, весь со всеми мыслями и ощущениями устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения. Тогда сбываются слова Апостола: « Прилепляйся, Господи, един дух есть с Господом ». Тогда само тело влечется туда, куда стремится дух.

Благодатью Божией возможно достичь даже степени аввы Серена, при которой не бывает и таких возбуждений, которые свойственны детям. Этого состояния видимо достиг и Андрей Христа рада юродивый, которого однажды женщины из публичного дома насильно затолкали к себе, желая, чтобы он сотворил с ними блуд и, искушая поцелуями, вызывали его на это. Но ничего не смогли сделать и решили, что он либо мертв, либо чурбан какой-то. А в это время Андрей увидел беса блуда, который по виду был как эфиоп, губастый, вместо волос на голове у него конский помет, смешанный с золой, с лисьими глазами, плечи были покрыты драным лоскутом и от него исходил страшный смрад. Святой, гнушаясь этого зловония, начал часто плевать и рубищем зажал нос. Демон же увидел, как он отвращается блуда, пришел в неистовство и испустил громкий вопль: «Меня люди за сладкий мед в сердцах своих принимают, а этот брезгает мной и плюет на меня».


Бывают разные степени целомудрия и чистоты . По Лествичнику их три: начало чистоты - когда душа не сочувствует появляющимся страстным помыслам, середина - отсутствие нечистых мечтаний в бодрственном состоянии и во сне, а предел состоит в том, чтобы пребывать в одинаковом устроении при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных. Степень аввы Серена - это шестая степень по классификации преп. Кассиана Римлянина. Согласно ему, первая степень состоит в том, чтобы не подвергаться возмущению плотской похоти в бодрственном состоянии; вторая - чтобы ум не занимался сладострастными помыслами; третья - чтобы от взгляда на женщину нисколько не склонялся к вожделению; четвертая - чтобы в бодрственном состоянии не допускал и простого движения похоти; пятая - чтобы и самое тонкое согласие на сладострастное действие не помрачало ума, когда рассуждение или необходимость чтения приведет на память человеческое рождение, на которое он должен смотреть спокойным чистым взглядом сердца, как на дело простое и необходимо назначенное для размножения рода человеческого, шестая - чтобы даже и во сне не было соблазнительных мечтаний о женщинах или мужчинах. Хотя подобное мечтание и не считается грехом, однако же это бывает знаком того, что еще скрывается похоть в членах. Сон обличает наше внутреннее состояние. Полная целомудренная чистота состоит в совершенном успокоении от плотских возбуждений, т. е. в бесстрастии. Это состояние Адама и Евы до их грехопадения.


Целомудрие связано с различными добродетелями и достигается не без их помощи. Например, целомудрие напрямую связано с воздержанием в пищи и питии. Проиллюстрируем это следующим рассказом.

В одном торговом месте жили в большой дружбе два купца, один женатый, другой холостой. У первого была красивая и целомудренная жена. Но супружеское счастье их не было продолжительно. Муж внезапно умер, и жена осталась вдовой. Она очень любила мужа и во второй брак вступать не хотела. Ее красота и скромность влекли к ней многих женихов, которым она спокойно отказывала, советуя им брать в жены других. Многих она так отвадила, но явился один пылкий соискатель, с которым ей нелегко было разделаться. Это был тот самый искренний друг - купец, увлеченный ее красотой. Красавица, как женщина опытная и не раз видевшая перед собой влюбленных, заметила томление друга своего покойного мужа и признала за лучшее вывести дело на чистоту и оказать ему помощь.

Друже, - говорит она, - я вижу, что ты сам не в себе, когда говоришь со мной. Не должна ли я из этого заключить, что ты, верно, имеешь ко мне что-то особенное, но стесняешься сказать это? Прошу тебя, не продолжай далее такого для себя вредного и для меня беспокойного состояния, потому что не хочу видеть тебя страдающим. Скажи мне, что тебе от меня надобно, и будь уверен, что я сделаю все, как могу лучше.

Он, получив такое поощрение, обрадовался откровенностью и рассказал, что пленен ее красотой, почитает известные ее качества и желает взять ее в жены. Она поблагодарила за уважение, но отвечала ему, что, испытав радости брака с мужем любимым, она уже не желает испытывать то же самое с другим человеком, ибо думает, что лучшее время жизни не повторится, а худшее родит только сожаление о прежнем и не составит ни для той, ни для другой стороны счастья. Поэтому предпочитает не вступать в союз ни с кем, а желает жить для детей и для честных забот, которые всегда достойны внимания и поглощают досуг с пользой для ближнего. При этом она указывала на молодых, только что дошедших до брачного возраста девушек, с которыми и советовала вступить ему в брак. Но молодой человек «настолько извелся любовью, что всех девиц считал ни за что». Он не слушал никаких доводов, нетерпеливо умолял ее быть его женой, был уныл и до гроба склонялся, ходил «неистов, как бесноватый». Такая докучливая неотвязчивость, неприятное приставание нестерпимо надоели вдовице, которая рассуждала так, что не может же она ради влечения его исполнить все, что он хочет. И чтобы покончить с этим она сказала однажды:

Что ты терзаешь себя и меня? Долго ли это будет продолжаться?

Он отвечал:

Так будет до веку, пока я или ты живем на свете, потому что душа моя и сердце стремятся к тебе. И ты напрасно говоришь мне о юных девах. Я их, видя, не вижу и они чужды желания моего сердца, а по тебе истаивают все силы моего тела и мозг костей моих сворачивается. Исцели меня, уязвленного твоей красотой, стань женой моей или я умру.

Горе мне с тобой, - отвечала вдова, - да не обманываешься ли ты, сказав, будто ты меня так любишь, что жить не можешь без меня? Неужели в самом деле для счастья твоего нет ничего драгоценнее моей взаимности?

Купец клялся в этом, но она отвечала как бы с недоверием:

Остановись клясться предо мной, так как я уже не девица и красным мужеским словам не доверяю. Все вы таковы, что когда пленяете женщину, то становитесь безрассудны и в ту пору уста у вас чрез меры полны восхищения, но после бывает иное. Я потребую от тебя доказать, что для твоего счастья всегда потребнее обладание мною и ничто иное тебя привлечь к себе не может.

Купец с радостью воскликнул:

О, я готов, и если мне мир весь предложат, не взгляну на него, а к тебе устремлюсь.

Вдова улыбнулась и отвечала:

Мир весь не наш, а Божий, такой великой области для твоего искушения я предложить не могу, но я поставлю тебе нечто меньшее, и увидим, устремишься ли ты к этому неважному, а меня, тебе столь необходимую, отринешь.

Никогда этого не случится, - воскликнул влюбленный.

Иди же сейчас к себе домой, затворись в верхней комнате, выкинь мне ключ в окно и оставайся там, пока я не пришлю за тобой. Обещаешь мне это исполнить?

И что говорить о таких пустяках. Хорошо!

Если потом твое устремление будет все то же, то я даю тебе слово, что перестану вспоминать об умершем муже и отдам себя в твое угождение. Теперь, с этой минуты все, чему быть и чему не быть, от тебя зависит.

Купец побежал домой весело, потому что считал дело выигранным. Он зашел в свой дом, веселой рукой затворился у себя в верхней горнице, а ключ, выбросив в окно, велел отнести к вдове в доказательство того, что он урок уже начал. Вдова же приняла ключ, ничего больше жениху не сказав.

Купец пробыл в горнице день, провожая часы ожидания в любовных мечтаниях, ожидая, в чем дальше будет его испытание. Но сутки прошли, а вдова ни о чем новом ему не сообщила. На другой день он опять думал о вдове, но вспомнил также несколько раз о своем желудке, который был пуст и требовал пищи. На третий день голод стал так напоминать ему о себе, что купец уже не обращался к сладким мечтам о вдове, а гневался на нее и все думал о пище. Ночью он не смог спать, потому что и сон его наполнялся уже не видениями обольстительной вдовы, а запахом яств. Утро же четвертого дня купец встретил мучительной болью желудка и послал преданного ему человека ко вдове спросить, не забыла ли она о нем. Вдова отвечала, что не забыла.

Но он умирает, - сказал ей посланник.

Не пугайте меня этим, - отвечала вдова сквозь улыбку, - до смерти еще далеко. Но, впрочем, я не хочу томить его больше. Пусть он теперь одевается в гостиное платье, я за ним скоро пришлю, и он получит все, что пожелает.

В предобеденный час в дом купца пришла доверенная вдовы, имея ключ от жениховой двери, открыла и сказала:

Радуйся, господин, ты вполне сдержал свое обещание. Иди же теперь к моей госпоже, она тебя ожидает и со своей стороны обещание свое сдержит.

Купец, одетый в гостиное платье, посмотрел на посланницу впавшими глазами и уныло, слабым голосом отвечал, что готов за ней следовать. Он был так изнурен, что даже пришлось позвать людей, которые взяли его под руки, помогли ему идти. Вдова встретила своего гостя в дверях своего жилища, она была во всем блеске своей красоты, ибо и она тоже сменила одежду своего вдовства, надела легкотканную одежду, державшуюся на ее плечах самоцветными стяжками и открывавшую шею и руки, с которых неслось приятное благоухание. Приняв входившего гостя под руки, вдова ввела его в большую горницу, которая была разделена надвое повешенным на кольцах ковром. В одной половине, ближайшей ко входу, был накрыт стол, устланный прозрачными кувшинами с искрометным питьем и блюдами, а на другой половине возвышалось пышное ложе с двойным изголовьем.

Ты теперь господин в моем доме, - сказала вдова, - я тебе повинуюсь. Вот здесь трапеза, а здесь ложе, избирай, что хочешь. Я готова разделить с тобой и то, и другое.

Купец отвечал:

Ах, помилуй меня, я очень истощен, дай мне вперед насытиться, - и он потянулся к столу и возлег, озирая посуду.

Мы имеем достаточно времени, так как яства еще не поспели, - отвечала вдова.

А что же покрыто на блюде?

Это пшено, оно безвкусно, пока к нему не приспеет облива.

Нет, мне теперь все вкусно, - ответил купец и, открыв блюдо, стал насыщаться пшеном без обливы.

На что вдова ему сказала:

Вот теперь ты видишь, потреба потребе есть рознь. Без одного человеку жить нельзя, а без другого возможно.

С этими словами она велела подавать кушанья и опустила ковер, который навсегда закрыл от купца ее ложе.


По словам Никиты Стифата, матерь целомудрия и чистоты есть всестороннее воздержание, а отец - страх Божий. Чтобы хранить свое целомудрие, прежде всего, надо хранить страх Божий. Если будет у человека страх Божий, то он не решится на поступки, оскорбляющие совесть. А страх Божий приобретается лучше всего памятью смертной, которая удерживает от нарушения заповедей Божиих.

Пока испорчено естество, человеку приходится бороться с похотными движениями, возникающими в нем. В такой борьбе он показывает произволение свое, и Господь, видя это, дает ему силу на сохранение целомудрия даже в условиях всеобщего разврата. Оно, по слову св. Игнатия Брянчанинова, « есть дело Божие в нем, а отнюдь не свойство естества и не плод его усилий ». Своими силами человек не может сохранить себя в чистоте, особенно в наше время, когда грязь разврата заливает весь мир, подобно потопу. Современный мир напоминает собой болото грязи, от которой, по словам св. Златоуста, пахнет геенной и нестерпимым наказанием. Мы все живем в этой обстановке. Все меньше остается таковых, кого не марал бы этот мутный и зловонный поток. Поэтому христианин в настоящее время совершает великий подвиг, стяжая добродетель целомудрия. Несмотря на разлив чувственности, ее все же можно достичь.

Но даже если мы не смогли сохранить целомудрия, это вовсе не значит, что нет возможности его приобрести вновь. Пример тому дает преп. Мария Египетская, которая, быв блудницей, показала такой пример целомудрия, что Церковь в песнопениях, обращенных к ней, назвала ее «целомудренной блудницей». Что невозможно человеку, возможно Богу. Поэтому не сохранившему целомудрия не должно отчаиваться, ибо через покаяние его можно снова вернуть и еще в большей степени. Кто-то из Отцов сказал, что Бог вменяет в чистоту саму борьбу за чистоту. К этому мы призываемся самим Богом здесь и сейчас.

О целомудрии.

Где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного.

Пастырь Ерма

Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Целомудренный из человекоугодия - не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели.

Свт. Василий Великий

Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания.

Авва Евагрий

Если любишь целомудрие, воздерживай чрево.

Авва Евагрий

Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце.

Прп. Иоанн Кассиан

Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа.

Авва Херимон

Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты.

Авва Херимон

Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого.

Прп. Ефрем Сирин

Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей.

Прп. Ефрем Сирин

Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями.

Прп. Ефрем Сирин

Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения.

Свт. Иоанн Златоуст

Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой.

Свт. Иоанн Златоуст

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Свт. Иоанн Златоуст

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства.

Свт. Иоанн Златоуст

Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел.

Прп. Иоанн Лествичник

Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим.

Прп. Иоанн Лествичник

Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя.

Прп. Иоанн Лествичник

Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.

Прп. Иоанн Лествичник

Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.

Прп. Иоанн Лествичник

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Прп. Иоанн Лествичник

О чистоте.

Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной.

Свт. Кирилл Александрийский

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым.

Прп. Марк Подвижник

Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь - Советник и Подвигоположник - всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием.

Прп. Иоанн Кассиан

Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства.

Прп. Иоанн Кассиан

Авва Херимон

Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное.

Прп. Ефрем Сирин

Что составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие.

Прп. Ефрем Сирин

Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.

Свт. Иоанн Златоуст

Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство (плотское), как к предметам неодушевленным.

Прп. Иоанн Лествичник

Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими.

Прп. Исаак Сирин

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности Христу.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой.

О целомудрии брака

Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами.

Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие.

Святитель Иоанн Златоуст

(IV–V вв.)

Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеянии.

Святитель Иоанн Златоуст

…От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Святитель Иоанн Златоуст

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого… Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам…

Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу.

А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?

Святитель Иоанн Златоуст

Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие.

Преподобный Нил Синайский

(IV–V вв.)

Сохраняйте до брака целомудрие, отвергая с презрением лукавые советы, противоречащие вековым опытам христианской жизни, будто это вредно для молодых людей, – и вы будете иметь даровитых детей.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский

(1820–1901 гг.)

По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остается чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы.

Священник М. Левитов

(XIX–XX вв.)

Целомудрие мы большей частью мыслим в порядке телесных отношений. Но целомудрие вступает гораздо раньше, чем начнутся какие-нибудь телесные отношения между мужем и женой. Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота все росла и ничем не была запятнана. Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. И в этом смысле целомудрие лежит в основе брака, не только душевных отношений, но и телесного взаимного отношения, потому что оно исключает грубость, голод, жажду телесного общения и превращает самое телесное общение в благоговейное соединение двух людей, когда соединение тел является как бы завершением той любви, того единства, которое живет и горит в их сердцах и в жизни. Целомудрие не только совместимо с браком, целомудрие является основой брака, когда два человека могут друг на друга смотреть и видеть взаимную красоту как святыню, которая им доверена и которую они должны не только сохранить, но довести до полного совершенства.

Митрополит Антоний Сурожский

(1914–2003 гг.)

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

1. Стихи о «целомудрии» Первая группа стихов, которую мы рассмотрим, содержит греческое слово «софрон», передаваемое в синодальном русском переводе как «целомудренный». Значение этого слова в древнегреческом языке: «умеющий держать свой ум», «умеющий владеть собой» или

Из книги Лествица [Иоанна Лествичника] автора Лествичник Иоанн

Cлово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами ПРЕДИСЛОВИЕ К 15-му

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему сыновья Геракла от брака с Мегарой именовались Алкидами, а от брака с Деянирой – Гераклидами? Первоначально Геракла звали Алкид – по имени его деда Алкея (отца Амфитриона). Когда Геракл в припадке безумия, насланного на него Герой, убил своих детей от Мегары и, уйдя

Из книги «Пастырь» автора Герма

Из книги Сочинения автора

О целомудрии Пер. Э. Юнца. 1. Не сомневаюсь, любезный брат, что после смерти супруги твоей, пытаясь справиться с горем, ты размышляешь о собственной бренности и, конечно, нуждаешься в утешении. Хотя в таких случаях человек должен обратиться к вере и именно в ней черпать

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Беседа 3. О Сусанне и Иосифе, с увещанием о целомудрии 1. Святые чтения и божественные изречения, которые мы только что слышали, братия, пусть напечатлеются в мыслях наших. Пусть не исчезнут они без следа для нас, но послужат нам к некоторому назиданию; потому что, если и

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

СЛОВО 15 О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами 1. Чистота есть усвоение бестелесного естества. Чистота есть вожделенный дом Христов, и земное небо сердца.2. Чистота есть вышеестественное отречение от естества, и поистине

Из книги Творения автора Синайский Нил

О целомудрии, о блуде и о борьбе с блудной страстью 1.165. Трибуну Софронию.Скакание плоти и срамное пожелание, наказав бичом поста и словом, убедим безмолвствовать.1.178. Монаху Лимению.В непорочности и чистоте подражай чудному Илие, который, сделавшись вождем в великом

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

Из книги Молитвы о благополучии семьи автора Лагутина Татьяна Владимировна

Молитвы о целомудрии и благополучном замужестве дочери Молитва первая Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Апостолу Андрею Первозванному о целомудрии и благополучном замужестве дочери Молитва Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое

Из книги Ветхозаветные апокрифы (сборник) автора Берснев Павел В.

Великомученице Екатерине о целомудрии и благополучном замужестве дочери Молитва первая О, святая Екатерино, дево и мученице истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя,

Из книги Преподобный Иоанн Лествичник автора Агриков Тихон

Поучение 3-е. Свв. мученики Иулиан и Василисса (О супружеском целомудрии) I. Ныне Св. Церковь совершает память по св. муч. Иулиане и Василиссе.Св. Иулиан, с ранних лет возлюбивши всем сердцем Христа, желал остаться девственником на всю свою жизнь. Но родителям непременно

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

XI. Завет Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и Рахили О целомудрии Глава 1 Список завета Иосифа. Когда пришло ему время умереть, призвав сыновей своих и братьев своих, он сказал им: 2. «Братья мои и дети мои! послушайте Иосифа, возлюбленного Израилем, внемлите словам уст

Из книги автора

Степень 15. О непорочности и целомудрии Непременным следствием невоздержания чрева является унизительное рабство блудной страсти. И наоборот, всестороннее воздержание и умеренность рождают благоуханный плод целомудрия и чистоты. Поэтому, естественно, преподобный

Из книги автора

Непопечение родителей о целомудрии детей Участвовать в грехе других могут родители в отношении своих детей. Это происходит, когда родители позволяют детям свободно обходиться с лицами другого пола, или когда родители не удаляются от детей при физических отношениях и

Целомудрие в широком смысле

Целомудрие – христианская добродетель, целое, неповрежденное, здравое мудрование, мудрая цельность человека, его целостность, внутренняя чистота и непорочность тела, души и духа.

Целомудрие – это здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. /Свящ. Павел Флоренский/

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях. /Иеросхим. Мордарий/

Целомудрие

1) в отношении ума: чистота и доброта в помыслах; благоразумие, здравомыслие, трезвомыслие;

2) в отношении сердца: скромность, почтительность, благонравие и благородство;

3) в отношении тела: телесная чистота и непорочность или непричастность к плотским грехам.

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. /Преп. Иоанн Лествичник/

Целомудрие состоит в том, чтобы соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах. /Преп. Амвросий Оптинский/

Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего. /Свят. Феофан Затворник/

Внутренне целомудрие состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. /Сщмч. Киприан Карфагенский/

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. Добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом. /Преп. Иоанн Кассиан Римлянин/

Целомудрие в узком смысле

Нравственная чистота как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату.

Целомудрие есть чистота души и тела от всякой плотской греховной скверны. /Преподобный Иоанн Лествичник/

Целомудрие как нравственная чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения. /Святитель Игнатий Брянчанинов/

Целомудрие не в отрицании плоти, а в ее преображении и освящении.

Священное Писание о целомудрии и чистоте

ЦЕЛОМУДРИЕ

а) заповедано : «Не прелюбодействуй». (Исх. 2:14,17). «Храни себя чистым» (1Тим. 5:22). «Тело не для блуда, но для Господа. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела» (1Кор. 6:13,18). «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3).

б) заповедуется и во взглядах : «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28);

в) заповедуется в речах: «сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение» (Еф. 5:4). «Отложите сквернословие уст ваших» (Кол. 3:8);

г) заповедуется сердцу: «не пожелай красоты женщины в сердце твоем» (Прит. 6:25).

Мудрость соблюдает в целомудрии: «когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя» (Прит. 2: 10-11).

Пьянство вредит целомудрию (Прит. 23: 31-33).

Нечестивые не имеют целомудрия. «Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1: 22,24-26).

Побуждение к целомудрию : «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы» (1Кор. 3: 16,17). «Недостаток целомудрия лишает неба: не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Святые отцы о целомудрии и чистоте

Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и безсловесных.

Хранение чистоты возможно лишь с помощью Божией.

Матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Чистота нас усвояет Богу, и сколько возможно, делает Ему подобными. /Преподобный Иоанн Лествичник/

«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями» /Прп. Ефрем Сирин/

«Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими». /Прп. Исаак Сирин/

«Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

«Целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию о нашем спасении». /Свт. Феофан Затворник/

«Всякий, любящий чистоту и целомудрие, становится храмом Божиим». «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя дух Божий». /Преп. Ефрем Сирин/

«Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий.» «Целомудрию содействует благодать Духа... где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос.» «То достойно удивления, когда целомудрие блистает в юноше. Кто целомудрен в старости, тот заслуживает небольшую награду; его самый возраст делает уже целомудренным» /Свт. Иоанн Златоуст/

«Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию.» /Свт. Василий Великий/

Что содействует целомудрию?

Святитель Тихон Задонский:

Первое : мало ешь и пей, полюби пост.

Второе : никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь полезное.

Третье : помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде и всегда смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь безбоязненно грешить?

Четвертое : когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».

Пятое : часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» (из молитвы на 24 часа свт. Иоанна Златоустого) и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.

Шестое : храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.

Седьмое : стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу.

Преп. Антоний Великий:

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, нужны и другие добродетели духовные. Прежде всего через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надо научиться смирению, желание денег надо истребить, гнев подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге.

Преподобный Исаак Сирин:

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься. Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту.

Целомудренное воспитание детей –
забота о чистоте тела, души и духа

✦ В Новый Иерусалим не войдет ничто нечистое (Откр. 21: 27): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8);

✦ Господь призывает людей очищать свои сердца от страстей и наставлять в том же своих чад;

✦ Начало премудрости и основа всякого доброго воспитания – страх Божий;

✦ Наставление детей в благочестии и в страхе Господнем должно начинаться с младенчества, потому что дети по природе своей склонны как к доброму, так и к злому;

✦ Необходимо греховную наклонность ребенка подавлять и направлять к добру, терпеливо бороться с недостатками и одновременно способствовать развитию добрых душевных и сердечных качеств;

✦ основные возбудители греха по св. Феофану Затворнику – своеумие в уме, своеволие в воле, самоуслаждение в чувствах, поэтому воспитывать детей нужно так, чтобы не отдать их в плен этим возбудителям греха, а напротив, попытаться возобладать над ними;

✦ Гармоничное воспитание подразумевает одновременное воспитание тела, души и духа ребенка;

✦ Поскольку принято условно разделать человеческую душу на три части: умную (ум), вожделетельную (волю) и чувственную (чувства), то воспитывать душу ребенка нужно гармоничным положительным влиянием на все эти три составляющие;

✦ Первые и ближайшие воспитатели ребенка – родители. Семья должна стать малой (домашней) Церковью;

✦ Воспитание в детях здравомыслия, доброй воли, трудолюбия, послушания и истинных чувств любви, сострадания, милосердия, правдивости, стыдливости - необходимые элементы гармоничного целомудренного воспитания детей;

✦ Сердце ребенка – сад, а родители – садовники, поставленные от Бога; воспитание детей в духе целомудрия и чистоты – святая обязанность родителей, за которую они несут ответственность пред Богом.

Соблюдение детей от соблазнов мира

✦ «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7);

✦ Крайнее развращение нравов современного общества в результате отпадения от Бога и погружение в язычество и идолопоклонство, и при этом абсолютное неосознание греха, и полное самооправдание;

✦ Философия освобождения от совести и свободы для греха, философия жизни ради удовлетворения похотей плоти, неизбежно влекущая к обожествлению плотских страстей, внедряется в сознание людей, особенно молодежи, всеми возможными методами;

✦ Огромную роль в развращении нравов играют современные технические, особенно аудиовизуальные средства;

✦ Качественно новое влияние на души детей и взрослых оказывает компьютер, позволяющий быть не только пассивным наблюдателем событий, но и их активным участником в виртуальной реальности;

✦ Отвратить детей от соблазнов этого мира, научить их любить истину и противостоять злу этого мира любовью и молитвой, научить их хранить себя в чистоте и целомудрии - вот задача родителей и воспитателей;

✦ В современных условиях непрекращающейся войны за души детей воспитание детей в духе чистоты и целомудрия является настоящим подвигом, и первая помощница в этом – Святая Церковь.

Воспитание детей для целомудренного брака

✦ Гиперсексуальность стала одной из неотъемлемых черт современной эпохи: похоть возбуждается со всех сторон, все в мире вращается вокруг страсти блуда.

✦ В современном обществе все подталкивает молодых людей к тому, чтобы лишиться целомудрия до брака, настраивает на добрачные и внебрачные отношения, учит воспринимать семью как пережиток прошлого, а детей как ненужную обузу.

✦ Сейчас дети воспитываются так, как будто их не ожидает семейная жизнь, обязанности перед государством, обществом, они оказываются совершенно не готовыми к браку и семейной жизни и даже не имеют истинных представлений о таинстве брака.

✦ Правильно ориентированное нравственное воспитание молодежи должно начинаться с младенчества и готовить молодых людей к сознательному материнству и отцовству, формируя качества, характерные полу и соответствующее поведение;

✦ Человек, сохранивший целомудрие до брака, вероятно, сохранит его и в браке, потому что целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей.

✦ В Церкви над головами брачующихся держат венцы. Чтобы брак был счастливым, он не должен строиться на принципе пробы; девичья честь, юношеская целомудренная чистота и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и благополучия нации и государства.

В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства.

Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

Святые Отцы Церкви о девстве

Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов , видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Не девство соединяет c Богом, а праведность

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Богородица – образец чистоты

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»