Интересное в мире. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Одесса - жемчужина чёрного моря. Санкт - Петербург - жемчужина Невы. Эти города на первый взгляд очень разные, но это только на первый взгляд. В данной статье я попытаюсь выяснить, как назывались эти два великолепных города на старых картах, если предположить, что Питер построил не Петр, а Одессу- Ришелье, что между ними общего, и какие есть нестыковки при официальной верссии основания Одессы (Про Питер уже написано очень много). Итак, начнём.

Замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил впечатления от Одессы и Питера в своих произведениях. В одном случае - это дополнительная глава к его знаменитому "Евгению Онегину", в другом - поэма "Медный всадник". Вот как звучит дополнение к Онегину:

Я жил тогда в Одессе пыльной:
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.

А вот как Александр Сергеевич описывает поход в оперу:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять dо-rе-mi-sоl?
А только ль там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
А prima donna? а балет?
А ложа, где, красой блистая,
Негоцианка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена?
Она и внемлет и не внемлет
И каватине, и мольбам,
И шутке с лестью пополам...
А муж — в углу за нею дремлет,
Впросонках фора закричит,
Зевнет и — снова захрапит
Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревем речитатив.
Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Черное шумит...

И тут я натыкаюсь на брошюру, посвященную Одесскому театру оперы и балета. Там после этих стихов написано, цитирую: "Не имеет значения тот факт,что того именно театра, о котором вспоминал в своей михайловской ссылке Пушкин, уже давно нет. Поэт живописал ведь не здание. Он воссоздавал атмосферу театрального празднества"
Вот так раз. Получается, Пушкин был великий фантазёр, и описал то, чего не видел? Его тоже записали в выдумщики, так же, как и Пиранези и Юбера? Как мы знаем, поэт провел в Одессе 13 месяцев - с 3 июля 1823 года по 31 июля 1824 года. Здесь он написал две с половиной главы "Евгения Онегина", закончен "Бахчисарайский фонтан" и многое другое. А вот описание первого городского театра (замечу - его нигде не называют "оперным") :

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел множество строений в тогдашней столице Российской империи - Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах.

Из мемуарных свидетельств: «Зал старого театра был трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея - под самым потолком, но таким низким, что публика почти касалась его своими головами. Люстры не было, она была подвешена позже. Зал освещался кенкетами, то есть пятисвечевыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, вследствие чего свет зала и сцены казался нам, сидящим на галерее, просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и дамских духов».

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

И вот после пожара в 1873 году, в котором театр сгорел дотла, полностью, и ни о каком восстановлении не могло быть и речи, некоим Ф. Фельмеру (Фердинанду) и Г. Гельмеру(Герману) поручили составить проект нового театра (занимательные имена, не правда ли). Конечно же, много усилий для постройки нового здания приложил и главный архитектор Одессы с типично - русской фамилией Бернардацци, и архитекторы Дмитренко и Гонсиоровский, по чьим проектам построили большинство зданий в Одессе. Предание гласит, что Ф. Фельнер, прибывший в Одессу на церемонию открытия, воскликнул: " Это лучший театр в мире!" Вот такая у господина Фельмера мания величия была. Вот как выглядит оперный театр сегодня, построенный в 19 веке почему - то в типичном барочном стиле:

]]>
]]>

]]>
]]>

Мне кажется, или старый театр был на другом месте, чем нынешний оперный? Если внимательно посмотреть на фотографии, видно, что справа исчез длинный дом, который чётко можно увидеть на фотографии старого театра, да и местность не та... Может уже стоял оперный театр, только ещё не был оперным? И вообще не был театром? А вот кстати оперный театр в Дрездене, построенный в 1841 году по проекту кого бы вы думали? Нет неправильно, не Фельнера, а Готфрида Земпера. Плагиатите однако, мистер Фельнер (кстати даже скульптуры на вершине спёр. Это нехорошо)

]]>
]]>

Что бы увидеть, что Одесса - это древний город, наравне с Питером, я открыл старые карты (скачать их можно ) и с удивлением обнаружил, что на месте современной Одессы значится... город Очаков, причём тогда на тех картах обозначали только самые крупные города, которые были в составе Великой Тартарии. А нынешний город Очаков находится на 60 километров восточнее Одессы. Вот карта:

]]>
]]>

Я выделил ключевые города, которые сохранили названия до наших дней и есть практически на всех старых картах. А теперь - внимание на экран.

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

Первая карта датируется 1550 годом, последняя - 1665. Список можно продолжать очень долго. Приблизительно до 1770 года этот город есть почти на каждой карте. И вершина коллекции - город Одесса на карте 17 века.

]]>
]]>

Ordessos... Причём есть ещё один - Ordesos (чуть выше), что, скорее всего, говорит о том, что это обозначение однотипных городов, а не название конкретного города.

Как видно из карт, город Очаков находится точно на месте нынешней Одессы, южнее идет Килия, затем выше - Белгород (ныне Белгород - Днестровский) и возле него чуть выше - Очаков. Вот что говорит википедия по поводу современного Очакова:

Еще в XIV веке на месте современного Очакова генуэзскими колонистами возведена была крепость Лерич. Генуэзцы основали также здесь свой торговый центр и порт. Поскольку ситуация в регионе была неспокойна из-за постоянных набегов крымских татар, генуэзцы из Лерича искали защиту у господарей княжества Молдовы, которые обретали все большую силу в Европе.

Обновленный Очаков был заложен в 1492 году крымским ханом Менгли Гиреем, на месте литовской крепости Дашев, которая была основана в 1415 году, и первоначально назывался Кара-Кермен (Черная крепость). В 1737 году армия Российской империи осадила Очаков, рассматривая его как главный форпост на северном побережье Чёрного моря. Очаков был взят фельдмаршалом Христофором Минихом, но год спустя был покинут и возвращён Турции.

Вторая осада Очакова произошла в 1788 году и была воспета в оде Державина. К тому времени гарнизон города насчитывал 20 тысяч солдат. Крепость обороняло 300 пушек. В западных предместьях располагался замок Гассан-паши (Батарейный мыс).

Интересно, почему при "генуэзцах" и при турках крепость называлась типично - русским названием - Очаков. Википедия, правда, сообщает нам, что у турков эта крепость получила название "Özi " или "Ачи - кале", что в переводе с турецкого означает ачи - угол, кале - крепость. Очень сильно что - то не договаривают, прикрываясь " русско - турецкими" войнами, хотя на старых картах 16, 17 и даже 18 веков нигде нет указания про то, что эта земля была за турками. Приблизительно после 1700 года Европа окончательно перестаёт быть Тартарией, на картах меняются названия городов, и, самое интересное то, что я заметил (это не моё открытие, но всё же подчеркну), что каспийское море меняет свою форму. Вот, к примеру, как оно выглядит приблизительно до 1700 года:

]]>
]]>

А вот как после (привычная нам форма):

]]> ]]>

И лично я задался вопросом - а как картографы смогли вычислить, что огромное море поменяло форму? Летательных аппаратов в 18 веке еще не было, да и с тем инструментарием, с которым выдающиеся картографы чертили карты, которые почти один в один совпадают с картами гугл... Но это - совсем другая история.

А вот как изображали Петербург на стариых картах. Если он был построен до Петра, то он должен быть обозначен на всех картах того времени... И действительно - на том месте, где сейчас стоит Питер располагается город Орешек. Вот современная карта:

]]>
]]>

Так же, как и в предыдущий раз, я обозначил центральные города.

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Постепенно Орешек становится Нотбургом (Notteburg, Notburg) а в 1702 году и вовсе исчезает со всех карт, и на этом месте за рекордные сроки вырастает величественный Питер. Кстати в окрестностях Петербурга, если смотреть по карте гугл, видны остатки идеально прямых расчерченных улиц, на некоторых "останках" города сейчас маленькие посёлки и поселения с идеально ровными улицами. И вот ещё что интересно:

]]>
]]>

В память о делах минувших дней существуют посёлки орешек 1, 2 и 3, прямо вплотную возле озера Ладога.

Вот версия про Орешек и Нотбург после завоевания этих земель Петром:

Крепость Оре́шек (в русских летописях город Оре́хов; швед. Nöteborg —Нотебург) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году, с 1612 по 1702 год принадлежала шведам. В ходе Северной войны русское войско под командованием Бориса Шереметева 27 сентября 1702 г. осадило крепость.

11 октября, после продолжительной бомбардировки, русские войска пошли на штурм, продлившийся 13 часов, и одержали победу. В осаде лично участвовал Пётр I в должности бомбардир-капитана. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен… Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», — писал тогда Пётр I думному дьяку Андрею Виниусу.

В честь этого события отлили медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Тогда же крепость переименована в Шлиссельбург — «ключ-город». С постройкой Кронштадта в 1703 году, крепость потеряла свое военное значение и была преобразована в политическую тюрьму.

Вот современный вид этой крепости:

]]>
]]>

Возникает закономерный вопрос: а стали бы маааленький островочек наносить на карты наравне с Константинополем, Римом, Афинами, Москвой, Великим Новгородом, Веной, Прагой, Киевом и многими другими большими городами, которые сохранились до нашего времени (а сохранилось очень мало, в основном на местах крупных городов, которые показаны на картах и не дошли до нас, идеально ровные линии - планировка улиц, кварталов, площадей... но без зданий, соборов, мостов, укреплений)...

Как и Питер, Одесса построена по канонам "античного" города: колоннада практически на каждом здании, характерные элементы архитектуры (подробнее в следующей статье), очень много статуй практически в каждом проёме - якобы отличительная черта барокко и многое другое. Если сравнить эти два на первый взгляд непохожих города, получится интересная картина. Это Одесса:

]]>
]]>

А это Питер:

]]>
]]>

. Полный узор выглядит так:

]]>
]]>

Соборы:
Казанский, Питер

]]>
]]>

И одесский спасо - преображенский кафедральный собор:

]]>
]]>

По планировке:

]]>
]]>

]]>
]]>

Львы и грифоны Питера и Одессы. Угадайте, где что:

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Одесса:

]]>
]]>

Вот вам герб Украины в Питере:

]]>
]]>

А кому на самом деле памятник в Одессе вы можете прочитать здесь: ]]> http://atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com/2013/11/8.html ]]>

И напоследок - за что нынешний город Одессу прозвали Очаковым, я не могу сказать точно, но по поводу Питера - Орешка - у меня есть одно предположение...

]]>
]]>

Крепкий же орешек попался Петру... Прямо как в Щелкунчике.
Желаю всем здравия и трезвого ума)

]]> ]]>

Глава третья

ВКУС РАЗГРЫЗЕННОГО ОРЕХА

…Язык наш возвеличим,

устны наша при нас суть: кто нам Господь есть.

Псалом 11, ст. 5

Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен.

Некий мистический знак видится в том, что блокада Орешка совпала с заключением в темницу патриарха Гермогена. Мученическая смерть пришла к заморенному голодом святителю 17 февраля 1612 года, а блокадный Орешек держался дольше – шведы овладели крепостью только 12 мая.

«Да будут благословенны которые идут на очищение Московского государства, – молился перед своей кончиной святитель Гермоген, обращаясь к образу Казанской иконы Божией Матери. – А вы, окаянные московские изменники, будьте прокляты!»

Перед сдачей Орешка защитники замуровали в стену икону Казанской Божией Матери в надежде на то, что она поможет вернуть крепость России.

Медленно, но неотвратимо сплетаются в глубине столетий гибельные для нашей страны сети. Но еще далека опасность, а уже подыскивается то, что способно одолеть надвигающуюся беду.

Уместившись в пространстве двух лет, сошлись две даты.

В 1578 году родился Дмитрий Михайлович Пожарский, будущий освободитель Москвы. А на следующий год обрели чудотворную икону Божией Матери, получившую название Казанской…

Это события, из которых предстояло произрасти спасению нашего Отечества от разрушительной Смуты, в которую ввергли его властолюбие и алчность, разврат и своеволие…

Как и многое на Руси, история Казанской иконы Божией Матери начинается во времена царствования Иоанна Васильевича Грозного…

После страшного пожара, уничтожившего 23 июня 1579 года в Казани весь посад, дочери казанского стрельца Матрене явилась во сне Богородица, указавшая место на пепелище, где находится Ее икона. На этом месте 8 июля 1579 года и откопали завернутый в ветхое вишневое сукно – это был рукав однорядки – чудотворный образ… Сама икона – таких еще не было на Руси! – была необычной, и вся она «чудно сияла светлостью»: земная грязь еще не коснулась образа.

Тотчас послали известить Казанского архиепископа Иеремию, но он посчитал излишним осматривать находку несмышленой девочки, и вместо него на пожарище пришел священник из ближайшей к пожарищу Николо-Гостинодворской церкви. Первым этот священник и поднял икону, чтобы благословить ею народ.

Звали священника Ермолай…

Уже на следующий день начались исцеления. Перед иконой прозрел казанский слепой Никита… Но оказалось, что образ Казанской Божией Матери дарует и духовное прозрение.

И самое первое чудо от него – это самовидец, как он потом сам называл себя, священник Ермолай, который и поднял из черноты пепелища чудотворный образ, чтобы показать народу.

Исполнилось ему тогда 50 лет, но словно и не было их – в непроницаемых сумерках времени скрыта жизнь иерея Ермолая. И только когда он взял в руки чудотворный образ Казанской Божией Матери, спала пелена с глаз русских людей – во всей духовной мощи явился перед ними облик великого святителя, будущего патриарха Гермогена.

И конечно, никто не догадывался тогда, что чудо, которое совершила икона, превратив иерея Ермолая в грозного святителя, было только прообразом чуда, совершенного 22 октября 1612 года, когда вдруг очнулись перед пречистым ликом Казанской иконы Божией Матери разъединенные политическими симпатиями и антипатиями русские люди и, ощутив себя единым народом, сбросили с себя вместе с обморочностью Смуты и ярмо чужеземных захватчиков.

Тогда загудели колокола в московских церквах – и двинулись на штурм Китай-города ратники князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Единым приступом был взят Китай-город, и поляки укрылись в Кремле, чтобы через три дня сдаться на милость победителей.

Слухи о необычной иконе и тех чудесах, которые были явлены от нее, растеклись по Руси еще до освобождения Москвы. Еще в 1594 году по повелению царя Федора Иоанновича в честь явления чудотворного образа заложили каменный храм Пречистой Богородицы.

Ну а после освобождения от поляков Москвы к иконе пришла всенародная слава. И празднование ее стало совершаться не только в Казани 8 июля, но и в Москве 22 октября.

Князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил на Красной площади в Москве Казанскую церковь, где долгое время хранился тот самый список с иконы, перед которым молились ратники, шедшие освобождать Москву. Три с половиной десятилетия спустя, 22 октября 1648 года, на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» родился наследник престола царевич Дмитрий, и царь Алексей Михайлович повелел праздновать Казанскую икону «во всех городах по вся годы», как бы редактируя при этом и содержание самого праздника.

Но первенец царя Алексея Михайловича вскоре умер, и праздник – осеннее почитание Казанской иконы Божией Матери сделалось всенародным – остался в прежнем своем значении.

С этого времени и начинается настоящее торжество чудотворных образов Казанской иконы Божией Матери по всей стране.

В 1661 году Казанская икона была обретена в Тобольске. Дьяку монастыря было указано во сне, чтобы он взял образ Казанской Божией Матери, который в небрежении хранился в чулане одной из церквей, и поставил икону в новой церкви, воздвигнув ее за три дня. Повеление Богоматери было исполнено – в крае сразу прекратились проливные дожди, а больные начали получать от чудотворного образа исцеление.

В 1689 году образ Казанской Божией Матери явился в селе Каплуновка Харьковской епархии. Перед этим образом молился Петр Великий накануне Полтавской битвы.

В 1695 году во время всенощного бдения в кафедральном соборе начала источать слезы Тамбовская икона Казанской Божией Матери.

Похожее чудо произошло и в Шлиссельбурге в 1702 году.

Часовой, стоявший на карауле, заметил исходящий из стены свет.

Наутро в стене появилась трещина, и когда раскрыли кирпичную кладку, увидели, как появляется из стены Младенец, простирающий руку для благословения, увидели Богоматерь, склонившую к Сыну свою голову.

Это был замурованный здесь в 1612 году образ иконы Казанской Божией Матери.

«Эта местная святыня, – писал последний настоятель шлиссельбургского крепостного храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Иоанн Флоринский, – оставшаяся в иноверческой земле, могла бы исчезнуть бесследно, как исчезли сами православные церкви в Орешке, с их украшениями и утварью, если бы заботливая рука одного из оставшихся в Орешке ревнителей православия не скрыла эту духовную ценность от глаз иноверных. Икона была замурована в стене древнего русского крепостного храма, и здесь-то она сохранялась в течение почти целого столетия. Православные ореховцы надеялись таким образом предохранить драгоценный образ Небесной Владычицы от поругания иноплеменных, твердо веря, что Царица Небесная Сама освободит свой образ от временного заточения и возвратит принадлежащий Ей храм и покровительствуемую Ею древнерусскую область в руки православных».

Видимо, так и было…

Может быть, список Казанской иконы Божией Матери не успели вывезти из Орешка, когда заключен был Столбовской мир, по которому крепость отошла Швеции, но скорее всего, защитники замуровали икону в надежде на то, что она поможет вернуть России ее невскую твердыню.

Уместно вспомнить здесь, что Тихвинскую икону Божией Матери, проплывшую 26 июня 1383 года в небе вблизи Шлиссельбурга, тоже замуровывали в свое время в стене Пантократорской обители, чтобы спасти от еретиков-иконоборцев.

В этом повторе истории, дивным отсветом ложащемся на само явление Шлиссельбургской иконы, обнаруживается глубокий мистический смысл. Шлиссельбургская икона как бы соединяет в себе две иконы, одна из которых, Тихвинская, именуется охранительницей северных рубежей России, а другая, Казанская, – спасительницей нашего Отечества.

Тихвинскую – тогда она называлась Влахернской – икону освободили через 60 лет.

Шлиссельбургская икона пробыла в каменном плену 90 лет…

Попытки освободить Орешек предпринимались еще в правление царя Алексея Михайловича. Осенью 1656 года Нотебург осадило войско воеводы Петра Ивановича Потемкина. 40-летний полководец уже брал и польский Люблин, и шведский Ниеншанц, жег шведские поселения на Котлине, громил шведские корабли, но с Орешком дело у него не заладилось.

Хотя Петр Иванович и начал бомбардировку крепости, установив орудия на Монастырском острове, шведы держались твердо.

– Яблоко и грушу легче раскусить, чем такой орех! – ответил комендант крепости майор Франс Граве на предложение о сдаче, и предок великого Григория Потемкина вынужден был отвести войска.

В музее Прадо в Мадриде экспонируется портрет Петра Ивановича Потемкина, который Хуан Каррено де Миранда написал спустя десятилетие после нотебургской неудачи.

На портрете много золотой парчи и дорогого меха, а еще больше – важности, которую как бы вносит собою царский посол Петр Иванович Потемкин, но схожая по цвету с осенней ладожскою водой седина бороды омывает лицо русского стольника, так и не сумевшего раскусить шведский орех.

Разгрызать его пришлось Петру I.

Взятие Нотебурга он считал чрезвычайно важной задачей, и подготовка к штурму велась предельно тщательно.

Некоторые историки полагают, что и легендарное перетаскивание волоком по Государевой дороге кораблей из Белого моря в Онежское озеро тоже было связано с подготовкой к штурму Орешка.

Тогда за два месяца мужики и солдаты протащили по лесам и болотам корабли «Святой дух» и «Курьер», и, пройдя по Онеге, Свири и Ладоге, корабли эти якобы подошли к устью Невы, хотя и непонятно, что они делали здесь при штурме Нотебурга.

Ну а настоящие русские войска подошли к Нотебургу 26 сентября 1702 года. Всего Петр I собрал на берегу Невы 14 полков, включая гвардейские Семеновский и Преображенский.

Русский лагерь был разбит на Преображенской горе.

Осаду – гарнизон Нотебурга во главе с комендантом подполковником Густавом фон Шлиппенбахом насчитывал около 500 человек и располагал 140 орудиями – вели по всем правилам.

Под непосредственным наблюдением самого Петра I по трехверстной лесной просеке протащили из Ладожского озера в Неву лодки. На этих лодках солдаты Преображенского и Семеновского полков переправилась на правый берег Невы и захватили там шведские укрепления. Потом из лодок устроили наплавной мост, связавший невские берега.

Когда кольцо осады замкнулось, к коменданту Нотебурга был «послан трубач с предложением сдать крепость на договор». Густав фон Шлиппенбах просил отсрочки на четыре дня, чтобы снестись с нарвским обер-комендантом, которому он подчинялся. В ответ 1 октября русские батареи открыли артиллерийский огонь по крепости.

Бомбардировка продолжалась непрерывно в течение 11 дней. Начали гореть деревянные постройки, плавились свинцовые кровли башен, ночью Неву освещало зарево пожара, и казалось, что река налилась кровью. Течение уносило зарничную кровь к Финскому заливу, к шведской крепости Ниеншанц. 3 октября парламентер-барабанщик передал просьбу жен шведских офицеров, умолявших выпустить их из Нотебурга ради великого беспокойства от огня и дыму.

– Если изволите выехать, изволили б и любезных супружников своих с собою вывести купно! – галантно ответил шведским дамам Петр I.

«Сей комплимент знатно осадным людям показался досаден», – сказано в «Книге Марсовой», и бомбардировка Нотебурга возобновилась.

Всего по крепости было выпущено свыше 15 тыс. ядер и бомб.

В крепостной стене появились огромные бреши, сквозь которые могли пройти маршем в ряд 20 человек. Правда, находились эти пробоины слишком высоко над землей, но Петр I, рассматривавший Нотебург с Преображенской горы, результатами артподготовки остался доволен.

«Альтиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», – сообщал он в письме А.А. Виниусу.

Следы петровской бомбардировки Нотебурга можно найти и сейчас.

«Под дерном оказались свежие напоминания о минувшей войне: битый кирпич, щебенка, осколки мин, – пишут в своей книге «Крепость Орешек» А.Н. Кирпичников и В.М. Савков. – Ниже стали попадаться осколки ядер, которыми при Петре I обстреливали с материка крепость в 1702 году. А вот и неразорвавшаяся трехпудовая мортирная бомба – одна из 3 тыс., выпущенных по шведскому гарнизону. Частицу извлеченного изнутри пороха, которому 268 лет, удалось воспламенить. Горел он разноцветными искрами…»

Такими же разноцветными искрами рассыпались три сигнальных выстрела, возвестивших ночью 11 октября начало штурма.

Ударили барабаны.

Сквозь ночную темноту ладьи пошли к крепости, озаряемой пламенем пожаров. Их сносило сильным течением, и гребцы налегали на весла.

Так начался штурм.

Взятие Нотебурга (Орешка) – одна из самых ярких и значительных побед Петра I.

Подготовка к штурму была проведена тщательная, но стесненные на полоске земли между крепостными стенами и водой русские полки все равно несли огромные потери.

К тому же приготовленные лестницы оказались слишком короткими, и десантники не смогли подняться к пробоинам и с ходу ворваться в крепость.

Тем временем шведы развернули орудия и начали бить напрямую.

И был момент, когда заколебался Петр I и даже послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Голицыну отступить.

– Скажи царю, что теперь я уже не его, а Божий, – ответил посыльному Голицын и, взобравшись на плечи солдата, стоявшего на верху лестницы, залез в пролом. – Вперед, ребята!

Бесконечно длился кровопролитный бой, но шведы не выдержали.

«Неприятель от множества нашей мушкетной, также и пушечной стрельбы в те 13 часов толь утомлен, и, видя последнюю отвагу, тотчас ударил шамад…» Это в пятом часу дня Густав фон Шлиппенбах велел ударить в барабаны, что означало сдачу крепости.

Нотебург был взят.

Сохранились списки русских солдат, павших при штурме крепости.

Лейб-гвардии Преображенского полка

Майор – Давыд Гаст.

Капитаны – князь Иван Львов, Иван Рукин, Андрей Валбрехт.

Поручики – Яков Борзов, Дмитрий Емцов, Василий Ивановский, Павел Беляев.

Сержанты – Андрей Ребриков, Алексей Ломакин, Семен Котенев.

Рядовые – Афанасий Лобоз, Яков Тибеев, Григорий Соколов, Семен Мишуров, Иван Чесноков, Клим Варенихин, Гаврило Башмаков, Иван Писарев, Никифор Ляблицов, Козьма Фомин, Илья Кондаков, Максим Демьянов, Петр Жеребцов, Андрей Посников, Фома Следков, Василий Воробьев, Петр Булкин, Петр Белош, Стефан Тяпкин, Алексей Дубровский, Федор Оставцов, Павел Копылов, Иван Фомин, Сергей Кондратьев, Лука Александров, Петр Аксентьев, Федор Ефимов, Фрол Чурин, Ерофей Пылаев, Яков Голев, Иван Сидоров, Никифор Котловский, Прокофий Коротаев, Андрей Котенев, Савва Тихонов, Иван Злобин, Парфен Палкин, Ефим Черкашенинов, Прокофий Юрьев, Василий Чириков, Яков Бута, Григорий Пыхоцкий, Федор Булатов, Никита Ефимов, Иван Романов, Федор Путимцев, Иван Лебедев, Матвей Черкасов, Трофим Титов, Иван Чебалов, Тихон Лелнев, Яков Тихомиров, Иван Быков, Федот Коротаев, Яков Отавин, Савелий Лисицын, Иван Волк, Иван Ершов, Мирон Неустроев, Федор Беляев, Лаврентий Путилов, Семен Казаков, Федот Махов, Федор Казаков, Иван Мозалев, Петр Крюков, Антон Ремезов, Ефрем Быков, Иван Дроздов, Борис Домкин, Иван Ерофеев, Никифор Лапин, Агафон Уланов, Иван Жуков, Козьма Сайников, Григорий Бровиков, Викуль Заблоцкий, Козьма Носов, Мартын Дудырин, Иона Кабин, Иван Нагаев, Тимофей Жданов, Иван Иванов, Петр Шевелев, Иван Федотов, Данила Бавин, Дмитрий Соловьев, Нестор Титов, Тит Батурин, Федор Бадаев, Козьма Соболев, Семен Сербин, Пантелей Матвеев, Михайло Медведев, Агафон Толанков, Анисим Посняков, Михайло Попрытаев, Андрей Кудряков, Григорий Зыков, Матвей Полчанинов, Козьма Кузовлев, Леонтий Смольянинов.

Барабанщик – Никифор Панков.

Лейб-гвардии Семеновского полка

Майор – Кондратий Мейер.

Капитан – Егор Колбин.

Поручики – Федор Лихарев, князь Алексей Шаховский, Иван Дмитриев-Мамонов.

Капрал – Гаврило Шапилов.

Рядовые – Федор Струнин, Семен Борзов, Григорий Каменский, Егор Туменев, Иван Павловский, Яков Кудрявцев, Иван Данилов, Алексей Ураков, Спиридон Беляев, Иван Богатырев, Григорий Кудрявой, Василий Мартьянов, Иван Оборин, Андрей Кириллов, Никифор Коржавин, Сергей Нагаев, Федор Бычков, Зиновий Паршин, Григорий Овсянников, Иван Волох, Максим Папонов, Данило Никифоров, Дмитрий Шаров, Ларион Деделин, Терентий Белоусов, Павел Чеботарев, Федор Захаров, Леонтий Воробьев, Иван Нижегородов, Анисим Чистяков, Тимофей Стушкин, Иван Баскаков, Тимофей Борзов, Иван Никитин, Иван Зерковников, Егор Харитонов, Борис Грызлов, Михайло Осанов, Кондратий Лытков, Дмитрий Волох, Фрол Зайцев, Сидор Фролов, Федор Старичков, Данило Шатилов, Еремей Щеголев, Степан Шатаков, Ларнок Сухарев, Козьма Лукоренский, Афанасий Тороворов, Кондратий Эрнев, Константин Глазунов, Якав Ушаков, Василий Панов, Иван Дубровин, Степан Хабаров, Иван Заварзий, Козьма Федотов, Петр Братин, Тихон Казимеров, Иван Радивилов, Кондратий Манзурьев, Афанасий Фармос, Осип Абрамьев, Федор Васильев, Ефим Глазунов, Аким Короткий, Михайло Кудринс, Василий Власов, Терентий Лоботков, Иван Быстров, Семен Побегалов, Евстифей Иванов, Софрон Шемаев, Гордей Богданов, Степан Гребенкин, Кирила Соловьев, Козьма Медведев, Трофим Судоплатов, Григорий Катов, Андрей Коровин, Михайло Дбяков, Василий Мамонтов, Афанасий Подшивалов, Герасим Ротунов, Иван Сорокин, Анисим Зверев, Алексей Шабанов, Иван Волобаев, Самойло Звягин, Павел Иванов, Федор Замолнев, Михайло Шепелев, Иван Лутошный, Кирилл Беликов, Игнатий Евсеев, Никифор Минин, Артамин Мордвинов, Василий Трубач, Матвей Соседов, Петр Безчасной, Матвей Клужетов, Роман Маслов, Василий Лыков, Дмитрий Филатов, Сергей Барков, Гаврило Осипов, Иван Приезжей, Анисим Сомароков, Данил Леонтьев, Аким Гигмонов, Афанасий Иевлев, Андрей Лебедев, Дмитрий Любимов, Петр Зверев, Григорий Зорин.

В звучании этих имен и фамилий столько неповторимости, столько чудесной красоты, столько богатырской силы, что весь этот список звучит как музыка, как гимн России.

Такое ощущение, что ты оказался в какой-то заповедной роще.

Любопытно сравнить этот список со списком шлиссельбургских арестантов, хотя бы тех же народовольцев.

Николай Морозов, Михаил Фроленко, Михаил Тригони, Григорий Исаев, Михаил Грачевский, Савелий Златопольский, Александр Буцевич, Михаил Попов, Николай Щедрин, Егор Минаков, Мейер Геллис, Дмитрий Буцинский, Михаил Клименко, Федор Юрковский, Петр Поливанов, Людвиг Кобылянский, Юрий Богданович, Айзик Арончик, Ипполит Мышкин, Владимир Малавский, Александр Долгушин, Николай Рогачев, Александр Штромберг, Игнатий Иванов, Вера Фигнер, Людмила Волкенштейн, Василий Иванов, Александр Тиханович, Николай Похитонов, Дмитрий Суровцев, Иван Ювачев, Каллиник Мартынов, Михаил Шебалин, Василий Караулов, Василий Панкратов, Михаил Лаговский, Иван Манучаров, Людвиг Варынский, Людвиг Янович, Пахомий Андреюшкин, Василий Генералов, Василий Осипанов, Александр Ульянов, Петр Шевырев, Михаил Новорусский, Иосиф Лукашевич, Петр Антонов, Сергей Иванов, Василий Конашевич, Герман Лопатин, Николай Стародворский, Борис Оржих, Софья Гинсбург, Павел Карнович, Сергей Балмашов, Фома Качура, Михаил Мельников, Григорий Гершуни, Егор Сазонов, Иван Кляев, Александр Васильев, Хаим Гершкович, Яков Финкельштейн, Михаил Ашенбреннер…

И хотя в этом списке немало достойных людей, трудно отделаться от ощущения, будто идешь то ли по пожарищу, то ли по старой вырубке, заросшей неведомо чем.

И что из того, что в первом списке собраны солдаты-герои, а во втором («Мы имеем тех преступников, каких заслуживаем», – говорил тюремный врач Шлиссельбургской крепости Евгений Рудольфович Эйхгольц) – государственные преступники? Нет, в первом списке – люди, принадлежащие прежней Московской Святой Руси, а во втором – люди, которые о Святой Руси благодаря Петру I и его реформам не слышали и слышать не желали.

Шведский гарнизон вышел из крепости с четырьмя пушками и распущенными знаменами. Он состоял из 83 здоровых и 156 раненых – остальные пали во время осады и штурма. Солдаты шли с личным оружием, с пулями во рту – в знак того, что они сохранили свою воинскую честь.

Русские потери составили 538 человек убитыми и 925 ранеными.

Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.

На стене церкви Иоанна Предтечи в 1902 году была установлена доска с их именами26, но в 1939-м эту доску увезли в Музей истории и развития Ленинграда.

Ну а главный герой штурма, Михаил Михайлович Голицын, конечно, и догадываться не мог тогда, что взял крепость, которая через несколько лет станет тюрьмой для его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

На радостях Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург – «ключ-город».

Считается, что этим ключом открывался путь к Балтийскому морю, но очевидно, что Петр вкладывал в это название и более широкий смысл – ключ к победе в войне.

Все первые дни после взятия Шлиссельбурга Петр I пребывал в упоении от свершившегося чуда.

«Объявляю вашей милости, – пишет он Федору Матвеевичу Апраксину, – что с помощью победыдавца Бога крепость сия по жестоком и чрезвычайном, трудном и кровавом приступе (который начался в четыре часа пополуночи, а кончился по четырех часах пополудни) сдалась на аккорд, по котором комендант Шлиппенбах со всем гарнизоном выпущен. Истинно вашей милости объявляю, что чрез всякое мнение человеческое сие учинено, и только единому Богу в честь и чуду приписать».

Послание это, хотя и в дальнейшем Петр I не забывал разделять с Богом своих ратных побед, все-таки выделяется повышенной и, в общем-то, несвойственной Петру религиозной экзальтацией.

Объясняется она тем, что Петр I ясно осознавал не только стратегическое значение одержанной победы, но и ее исторически-мистический смысл.

Дед его, царь Михаил Федорович, первый в династии Романовых, был коронован 90 лет назад, после изгнания поляков из Москвы. Петр I, его внук, освободил сейчас последнюю потерянную в годы Смуты крепость.

Как тут было не возрадоваться?

Не случайно по указу Петра I в память взятия Орешка была выбита медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет».

Слова Петра I о том, что «чрез всякое мнение человеческое сие (взятие Орешка. – Н.К. ) учинено, и только единому Богу в честь и чуду приписать», – слова русского царя.

Когда караульный солдат увидел замерцавший из-под кирпичной кладки свет Казанской иконы Божией Матери, он смотрел глазами русского солдата.

И явственно было явлено и царю, и солдату, как смыкаются эпохи…

В 1612 году, перед тем как пойти на штурм, молились ратники Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского перед Казанской иконой Божией Матери.

Задержавшись на 90 лет, 1612 год пришел и в древнюю русскую крепость Орешек. И здесь, завершая освобождение Руси от иноплеменных захватчиков, явилась Казанским ликом своим Пречистая Богородица!

Мы уже говорили, что священник Ермолай, который первым разглядел икону Казанской Божией Матери, превратился в святителя Гермогена.

Нам неведомо, кем стал солдат, первым увидевший Шлиссельбургский образ Казанской иконы Божией Матери. Может, он погиб в бесконечных петровских войнах, а может быть, закончил жизнь в крепостной неволе.

Другая эпоха, другое время пришло…

Как известно, скоро Петром I вообще будут запрещены чудеса на русской земле.

Петр I – сохранились только глухие упоминания о его распоряжении поместить обретенную икону в крепостной часовне – по сути, никак не отреагировал на находку, не захотел рассмотреть того великого значения, которое скрыто было в обретении Шлиссельбургской иконы Казанской Божией Матери.

Почему не захотел он увидеть этого чуда?

Соблазнительно объяснить совершившуюся в государе перемену шлиссельбургским трагикомическим эпизодом, приведшим к разрыву Петра I с его любовницей Анной Монс.

15 апреля 1703 года в Шлиссельбурге «зело несчастливый случай учинился: первый доктор Лейл, а потом Кенигсек… утонули внезапно».

Это прискорбное, но не слишком значимое событие тем не менее оставило след в истории, потому как в кармане саксонского посланника Кенигсека нашли любовное письмо Анны Монс.

Измены Анны – напомним, что ради нее Петр I заставил постричься в монастырь свою жену, царицу Евдокию! – Петр не ожидал и так и не простил любовницу до конца жизни.

Сама Анна Монс, как известно, была посажена под арест, и только в 1706 году ей разрешили посещать лютеранскую церковь. Пострадала и Матрена Ивановна Балк, которая пособляла сестре в ее романе с Кенигсеком. За свои хлопоты Матрене Ивановне пришлось отсидеть в тюрьме три года.

Ну а два десятилетия спустя – рассказ об этом у нас пойдет далее – скатится с плахи и голова брата Анны, Вильяма Монса.

Поэт Андрей Вознесенский описал казнь Анны Монс, хотя казнена была не она, а ее брат, в «Лобной балладе»27:

Царь страшон: точно кляча, тощий,

Почерневший, как антрацит,

По лицу проносятся очи,

Как буксующий мотоцикл.

И когда голова с топорика

Покатилась к носкам ботфорт,

Он берет ее над толпою,

Точно репу с красной ботвой!

Пальцы в щеки впились, как клещи,

Переносицею хрустя,

Кровь из горла на брюки хлещет.

Он целует ее в уста.

Только Красная площадь ахнет,

Тихим стоном оглушена:

«А-а-анхен!..»

Отвечает ему она:

«Мальчик мой, государь великий,

Не судить мне твоей вины.

Но зачем твои руки липкие

Баба я – вот и вся провинность.

Государства мои в устах.

Я дрожу брусничной кровиночкой

На державных твоих усах.

В дни строительства и пожара

До малюсенькой ли любви?

Ты целуешь меня, Держава,

Твои губы в моей крови.

Перегаром, борщом, горохом

Пахнет щедрый твой поцелуй.

Как ты любишь меня, Эпоха,

Обожаю тебя, царуй!..»

Разумеется, соединить Анну и Вильяма Монса в единый объект любви и расправы Петра I автору стихов помогла его неотягощенность знанием истории, однако сработала тут и логика петровской мифологии. Любое злодеяние, которое совершал и которое не совершал Петр I, эта мифология заранее объясняла и оправдывала самой атмосферой «дней строительства и пожара» Петровской эпохи.

Возможно, посещая Шлиссельбург, Петр I вспоминал о горечи унижения, которое пережил, читая вынутое из кармана утонувшего Кенигсека любовное письмо Анны Монс.

Но одной только личной досады, как ни глубока была она, недоставало для начала строительства новой государственной мифологии.

Первый шаг на пути создания этой мифологии, которая хотя и соприкасалась с прежней русской историей, но не столько продолжала, сколько преображала ее на новый, петровский лад, Петр I сделал, переименовав старинный русский Орешек в Шлиссельбург.

На Государевой башне укрепили ключ от крепости, что означало: взятие Орешка открывает путь к Балтийскому морю.

Впрочем, ключом этим пользовались недолго.

Уже 1 мая 1703 года был взят Ниеншанц, стоящий при впадении Охты в Неву, и Петр I начал искать место для строительства в устье Невы новой русской крепости.

В этот день Петр I, как утверждает анонимное сочинение «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», совершал плавание на шлюпках и с воды «усмотрел удобный остров к строению города…» Как только государь высадился на берег, раздался шум в воздухе – и все увидели «орла парящего». Слышен был «шум от парения крыл его». Сияло солнце, палили пушки, а орел парил над государем и в Пятидесятницу, когда, посоветовавшись с сопровождавшими его фортификаторами – французским генерал-инженером Жозефом Гаспаром Ламбером де Герном и немецким инженером майором Вильгельмом Адамом Кирштенштейном, Петр I отверг не подверженное наводнениям место при впадении Охты в Неву и заложил новую крепость на Заячьем острове.

Тогда государя сопровождало духовенство, генералитет и статские чины. На глазах у всех после молебна и водосвятия Петр I взял у солдата багинет28, вырезал два куска дерна и, положив их крестообразно, сказал: «Здесь быть городу!»

Потом в землю был закопан ковчег с мощами Андрея Первозванного. Над ковчегом соорудили каменную крышку с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским».

И снова возник в небе орел – «с великим шумом парения крыл от высоты спустился и парил над оным островом».

Однако закладка города этим не ограничилась.

Поразмыслив, Петр I приказал «пробить в землю две дыры и, вырубив две березы, тонкие, но длинные, и вершины тех берез свертев», вставил деревца в землю наподобие ворот.

Орел же опустился с высоты и «сел на оных воротах».

С ворот орла снял ефрейтор Одинцов и поднес его государю, который пожаловал гордую птицу комендантским званием29.

У Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом описании этих событий орлов нет:

На берегу пустынных волн

Стоял Он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца.

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал Он:

«Отсель грозить мы будем шведу!

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу».

И все равно, хотя все тут подчеркнуто реалистично, первые строфы вступления к «Медному всаднику» возносят нас в петровскую мифологию стремительнее ручных орлов, на которых оттачивало свое остроумие не одно поколение российских историков.

Читая пушкинские строки, мы представляем Петра I стоящим на земле, на которую никогда не ступала нога русского человека, и в результате с легкой руки поэта в общественном сознании сложилось устойчивое убеждение, будто земли вокруг Петербурга в допетровские времена представляли собою неведомую и чуждую православной Руси территорию.

И происходит это вопреки нашим знаниям! Ведь, читая Пушкина, мы помним, что свет православия воссиял над Ладогой задолго до крещения Руси, и это отсюда, из древнего уже тогда Валаамского монастыря уходил крестить язычников Ростовской земли преподобный Авраамий. И то, что самая первая столица Руси, Старая Ладога, тоже находится в двух часах езды от Санкт-Петербурга, – неоспоримый факт. И русская крепость Орешек, которую всего за полгода до основания Петербурга отбил у шведов Петр I, тоже ведь стояла здесь почти четыре столетия!

Но все эти факты, а вместе с ними – и вся веками намоленная русская земля, что окружала место закладки будущей столицы Российской империи, одной только силою пушкинского гения оказались отодвинуты от Санкт-Петербурга.

Однако Пушкин не был бы Пушкиным, если бы ограничился поставленными ему рамками. Читаешь «Медного всадника» – и понимаешь, что А.С. Пушкин погружался в петровскую мифологию еще и для того, чтобы изобразить внутреннее состояние Петра I, чтобы объяснить выбор, сделанный первым русским императором.

Место, где вскоре поднялся Санкт-Петербург, действительно было пустым. Из-за постоянных наводнений здесь не строили ничего, кроме убогих изб чухонских рыбаков.

Но такое пустое место и искал Петр I.

Санкт-Петербург закладывался им как город – символ разрыва новой России с древней Русью.

Это поразительно, но в этом – вся суть петровских реформ…

Они накладывались на Россию, нисколько не сообразуясь с ее православными традициями и историей, и вместе с тем были благословлены униженной и оскорбленной Петром Русской церковью.

Возможно, подсознательно, но Петр I выбрал для города именно то место древней земли, которое действительно всегда было пустым, которое и не могло быть никем населено в силу незащищенности от природных катаклизмов.

Сюда уводил Петр I созидаемую им империю, здесь, на заливаемой наводнениями земле пытался укрыть он от нелюбимой им Святой Руси свою веру в Бога, свой освобожденный от православия патриотизм!

Осуществить задуманное было невозможно, и хотя Петр I прилагал все силы, чтобы достичь своей цели, все получалось не так, как задумывал он, а так, как должно было быть.

Петр I не пожелал придать значения государственного события чудесному обретению иконы Казанской Божией Матери в Шлиссельбурге… Видимо, ему не хотелось начинать историю новой столицы с Казанской иконы Божией Матери, поскольку это вызывало воспоминания и параллели, не вмещающиеся в его новую мифологию.

Но Казанская икона Божией Матери, как мы знаем, все равно пришла в Санкт-Петербург.

Вдова старшего брата и соправителя Петра I, Иоанна V, царица Прасковья Федоровна, известная своим старомосковским благочестием, привезла, перебравшись в Санкт-Петербург, сделанную по ее заказу увеличенную копию Казанской иконы Богородицы.

Икону эту царица Прасковья Федоровна поместила в часовне неподалеку от своего местожительства, на Городовом острове (Петроградская сторона), и часовня эта стала называться Казанской.

С 1727 года образ, привезенный в Петербург царицей Прасковьей Федоровной, начинает признаваться чудотворным, и для него десятилетия спустя возводится один из главных петербургских храмов – Казанский собор.

Так вопреки своеволию Петра I появилась Казанская икона Божией Матери в новой русской столице. Так из-за своеволия Петра I Шлиссельбургский образ Казанской иконы Божией Матери, почти целое столетие прождавший за кирпичной кладкой человека, который освободит здешнюю землю от неприятеля и вернет икону России, по-прежнему остался за стенами крепости.

Взявший Нотебург Петр I считал, что он не освобождает, а завоевывает эти земли. Разница незначительная, если говорить о результате военной кампании, но чрезвычайно существенная, если вернуться к духовному смыслу войны, которая велась тогда на берегах Невы.

Потом стали говорить, что Петр I прорубил окно в Европу.

На самом деле окно в Европу здесь было всегда – требовалось только отодрать старые шведские доски, которыми оно было заколочено.

Но Петр все делал сам, и даже когда он совершал то, что было предопределено всем ходом русской истории, он действовал так, как будто никакой истории до него не было и вся она только при нем и начинается. Это болезнь всех реформаторов в нашей стране!

И в этом и заключен ответ на вопрос, почему Петр не захотел узнать о чудесном явлении Шлиссельбургской иконы Божией Матери…

Нет, не русский Орешек освободил Петр, а взял шведскую крепость Нотебург – и тут же основал здесь свой Шлиссельбург. Как могла вместиться сюда Казанская икона Божией Матери, неведомо когда, до всяких прославлений появившаяся здесь?!

И Шлиссельбургская икона Казанской Божией Матери так и осталась в крепости.

Была она здесь и тогда, когда привезли в Шлиссельбург каторжника Варфоломея Стояна (Федора Чайкина). Этот человек (если можно называть человеком такого святотатца) 12 июля 1904 года вместе со своими подельниками украл из летнего храма Богородицкого женского монастыря города Казани первообраз чудотворной Казанской Божией Матери, содрал с него драгоценную ризу, а саму святую икону сжег.

Рядом со Шлиссельбургским образом Казанской иконы Божией Матери и предстояло отбывать свой каторжный срок этому злодею.

Впрочем, об этом тоже разговор еще впереди.

После взятия Нотебурга в 1702 году Петр I ожидал шведского контрудара и считал восстановление крепости на Ореховом острове первоочередной задачей. Сохранился сделанный рукою Петра набросок чертежа бастионов, которыми необходимо было усилить крепость.

Порт-башня у входных ворот была переименована Петром I в Государеву, Фохт-башня названа Княжеской, в честь княгини Меньшиковой, Шварц-башня – Королевской, Кирх-башня – Угловой (позднее – Головина), Коноселицс-башня – Светличной, Крут-башня – Мельничной, Комс-башня – Колокольной.

Все бастионы возводились одновременно под руководством H.М. Зотова, Ф.А. Головина, Г.И. Головкина, К.А. Нарышкина.

Общее руководство укреплением Шлиссельбурга поначалу осуществлял сам Петр I: «Царь московский… крепость во всем зело поправить велел, стены и башни, и с пушками 2 тыс. человек в крепость посадил»30, но в дальнейшем руководство работами принял А.Д. Меншиков, назначенный комендантом Шлиссельбурга и губернатором Ингерманландии, Карелии и Лифляндии.

То ли оттого, что Петр переодел всю Россию в европейские, не приспособленные для здешнего климата одежды, то ли оттого, что он ставил чрезвычайно трудные и порою совершенно непонятные задачи, то ли из-за общего бездушия эпохи, но никогда еще, кажется, не мерзли так в нашей стране, как в десятилетия петровского царствования.

Даже А.Д. Меншиков, который проявил такую отчаянную храбрость при штурме Шлиссельбурга, к постоянной жизни в крепости приспособиться не сумел.

«У нас здесь превеликие морозы и жестокие ветры, – жаловался он Петру. – С великою нуждою за ворота выходим, едва можем жить в хоромах». Но если нестерпимо было находиться в Шлиссельбурге господину коменданту и губернатору, как приходилось жить здесь рядовым работным людям?

Мы уже говорили, что при штурме крепости русские потери составили 538 человек убитыми и 925 ранеными.

Восстановление крепости стоило гораздо дороже. Строительные потери обогнали военные меньше чем за год.

Как видно из отчета главы Канцелярии городовых дел У.А. Синявина, из 2 тыс. 856 человек, согнанных в Шлиссельбург, работало 1 тыс. 504 – остальные болели или умерли.

«Писал ты ко мне об олончанах, о 200 человеках, которые в Шлютельбурхе на работах, что у них в запасах скудность, и я удивляюся вам, что, видя самую нужду, без которой и пробыть не мочно, а ко мне описываетесь, – отвечал на это У.А. Синявину А.Д. Меншиков. – Прикажи им хлеб давать, провианту против их братии, и вперед того смотрите, чтоб з голоду не мерли».

Казалось бы, с началом строительства Санкт-Петербурга Шлиссельбург должен был утратить свое значение, однако строительные работы в крепости не только не сворачиваются, но и, наоборот, набирают темп.

В 1715 году перед башней Меншикова построили последний, пятый бастион, и тогда же началось строительство солдатской казармы, а на следующий год – монетного двора.

И казармы, и монетный двор возводил архитектор И.Г. Устинов, а после его отъезда в Москву руководство работами принял на себя главный зодчий Санкт-Петербурга Доменико Трезини.

В 1718 году началось сооружение деревянного дворца А.Д. Меншикова, а через три года – постройка деревянного дворца Петра I, или Государева дома.

Петр I явно не собирался отказываться от Шлиссельбурга.

В крепости находилась тогда шведская кирка, перестроенная из церкви, возведенной и освященной еще архиепископом Новгородским Василием в 1352 году. Сейчас кирку приказано было обратить назад, в православие. Но так как по размерам она была мала для громадного гарнизона крепости, то и приказано было к каменным стенам кирки пристроить деревянные части храма, а из самой кирки устроить алтарь и посвятить храм в честь Рождества Иоанна Предтечи31.

– Пусть, – сказал Петр I, отдавая эти распоряжения, – взятие Нотебурга будет предтечею моих побед над шведами.

Петр I ежегодно старался приезжать 11 октября на остров, чтобы отпраздновать здесь годовщину взятия крепости.

В сопровождении сенаторов, министров и генералов он обходил крепость и, вспоминая окутанный облаками дыма Нотебург, рассказывал, что «под брешью вовсе не было пространства, на котором войска могли бы собраться и приготовиться к приступу, а между тем шведский гарнизон истреблял их гранатами и каменьями».

По заведенному обычаю в день и час взятия крепости на острове звонил колокол.

И в каждый приезд обязательно поднимался Петр I на башню и долго смотрел на Ладогу.

И о разгрызенном орехе тоже.

Из книги Опиум для народа [Религия как глобальный бизнес-проект] автора Никонов Александр Петрович

§ 1. Выбирай на вкус! Когда-то, в самом начале своего возникновения, христианство было тем, что сейчас называют тоталитарной сектой. Поначалу она была исключительно иудейской, потом выбралась за пределы Палестины и начала распространяться по Римской империи. Именно Рим и

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ХОРОШИЙ ВКУС Я не нашел, кто первым высказался: мол, одна из привилегий монарха - не быть самому выдающейся личностью. Ему достаточно уметь приближать к себе выдающихся личностей.Екатерина и сама была человеком незаурядным, и к тому же в полной мере обладала этим

автора Лекутер Пенни

Ароматные молекулы гвоздики и мускатного ореха Хотя гвоздика и мускатный орех относятся к разным видам и произрастают на разных островах, разделенных сотнями километров открытого моря, их непохожий запах объясняется присутствием в них удивительно похожих молекул.

Из книги Пуговицы Наполеона [Семнадцать молекул, которые изменили мир] автора Лекутер Пенни

Сладкий вкус Все перечисленные выше сахара имеют сладкий вкус, а люди любят сладкое. Сладкий - это один из четырех основных вкусов, различаемых человеком (три других - кислый, горький и соленый). Появление способности распознавать вкус было важным эволюционным

Из книги Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира автора Бартон Элизабет

Кубок из кокосового ореха Кубок из кокосового ореха украшенный изображением корабля и гербами Екатерины I и Френсиса Дрейка. Принадлежал Дрейку (?). Около

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

У кофе не дамский вкус В кабинет ей подавали кофе без сливок и поджаренные гренки в сахаре. Последними она угощала своих собачек, а кофе выпивала сама. Кофе императрицы вошел в пословицу. Его варили из одного фунта на пять чашечек, и он отличался необычайной крепостью.

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Вкус экзотики В первые десятилетия после катастрофической по результатам французской военной авантюры европейцы практически не вмешивались в управление страной. Однако первая половина XIX столетия характеризуется двумя трендами, которые во многом способствовали

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Отрава на любой вкус Если филиалами лож являются разведки, то филиалами разведок – секты. Идея использовать присущую им энергию распада диавол-разделитель подсказал уже давно. Еще Ленин в беседах со специалистом по сектам В.Д. Бонч-Бруевичем настойчиво интересовался: не

Из книги Тайны Шлиссельбургской крепости автора Коняев Николай Михайлович

Глава четвертая. Вкус разгрызенного ореха …Язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? Псалом 11 ст. 5 Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен. Петр I Некий мистический знак видится нам в том, что блокада Орешка

Из книги Нерон автора Сизек Эжен

Устаревший литературный вкус В I веке до н. э. поклонники утонченного стиля в литературе превозносят стиль строгий, но отличающийся простотой. Новое поколение поклонников выбирает классицизм. Самые строгие блюстители чистоты стиля принимают сторону архаики в

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Гвардия входит во вкус. Два переворота за год Своего преемника Анна Иоанновна избрала самостоятельно – это был сын ее племянницы Анны Леопольдовны, еще младенец, но уже монарх Иоанн Антонович. Перед смертью она назначила и регента для управления страной до

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Гвардия входит во вкус. Два переворота за год Своего преемника Анна Иоанновна избрала самостоятельно - это был сын ее племянницы Анны Леопольдовны, еще младенец, но уже монарх Иоанн Антонович. Перед смертью она назначила и регента для управления страной до

Из книги Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» автора Вишленкова Елена Анатольевна

Из книги Антиох Кантемир и развитие русского литературного языка автора Веселитский Владимир Владимирович

«Вкус в платьях» У слова вкус значение «разборчивость, понимание (чего-либо)» возникает в первой половине XVIII в. Слово в Данном значении или введено в обиход Кантемиром, или представлено у него самыми ранними примерами. Но всяком случае писателю принадлежит толкование и

Из книги О войне и победе [сборник] автора Абрамов Федор Александрович

Вкус победы – Я долго, до восьми лет, хлеб победой называла.Как сейчас помню. Бегаем, играем с девочешками возле нашего дома, и вдруг: «Санко, Санко приехал!» А Санко – старший брат Маньки, моей подружки из соседнего дома. Вот мы и чесанули к Маньке.Солдат. Медали во всю

Из книги Философия элегантности [Отрывок] автора Руфф Магги

Глава III Вкус Я всегда с улыбкой вспоминаю свои школьные годы и ту забавную манеру, с какой мы бросались познавать все новое. В течение долгих недель первых лет в школе мы с восторгом и до мельчайших подробностей учили историю дома Меровингов, и могу признаться, что ничто

Ореховая, Нотебургская, Шлиссельбургская - за семь веков существования у крепости Орешек было несколько названий. Это уникальный памятник нашей истории и архитектуры, расположенный у самого истока Невы из Ладожского озера, на маленьком острове, напротив города Шлиссельбург. Ореховый остров омывается настолько мощным течением, что вода даже в сильные морозы замерзает там крайне редко. На берегах острова дует сильный ветер с Ладоги, зато внутри крепости - особый микроклимат.

Новгородская летопись гласит, что первая деревянная крепость была построена в лето 6831-е (то есть в 1323 году) новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. На острове росло много лесного ореха, отсюда и название - Ореховый остров. Исторически крепость Орешек служила форпостом на границе со Швецией и выдерживала неоднократные ожесточенные штурмы и осады.

В XV веке Новгородская республика присоединилась к Московскому княжеству, и старую Ореховую крепость разобрали до фундамента, чтобы на ее месте возвести новое мощное оборонительное сооружение: каменные стены 12-метровой высоты протяженностью 740 метров, толщиной 4,5 метра, с шестью круглыми и одной прямоугольной башнями. Высота башен достигала 14-16 метров, диаметр внутренних помещений - 6 метров.

В начале XVII века шведские войска после двухмесячной блокады захватили ослабленную крепость, в которой из 1300 защитников после голода и болезней осталось не больше сотни. Согласно легенде, уцелевшие воины замуровали в стену икону Казанской Божьей Матери, чтобы она помогла вернуть остров русским.

Но в 1617 году между Россией и Швецией был заключен Столбовский мирный договор. Он закрепил за шведами владение Карельским перешейком и всем побережьем Финского залива, ранее принадлежавшим России. И крепость Орешек, переименованная в Нотебург («ореховый город»), стала шведской на 90 лет.

В ходе Северной войны (1700-1721 годы) взятие крепости было первоочередной задачей Петра I. И Нотебург снова стал русской крепостью 14 октября 1702 года. По этому поводу Петр I написал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен». Крепость тут же была переименована в Шлиссельбург («ключ-город»), так же стал называться посадский город на левом берегу Невы. На Государевой башне был укреплен ключ от крепости, символизирующий путь к дальнейшим победам в Северной войне и Балтийскому морю.

Во время Великой Отечественной войны Шлиссельбургская крепость в течение почти 500 дней героически оборонялась и устояла, не допустив замыкания кольца блокады вокруг Ленинграда.

ТЮРЬМА «СЕКРЕТНЫЙ ДОМ»

Строительство оборонительных сооружений в Шлиссельбургской крепости закончилось в XVIII веке. Но тогда же началось возведение тюремных помещений - это было крепкое и надежное место для заточения наиболее опасных политических врагов страны. В 1798 году был построен «Секретный дом» на десять узников.

В последующем за Шлиссельбургской крепостью закрепилась горестная слава «русской Бастилии». Здесь содержались члены царской семьи, видные государственные и общественные деятели, декабристы, народовольцы и революционеры.

Первым царственным узником крепости в 1718-1721 годах стала Мария Алексеевна, сестра Петра I. Потом туда была заточена Евдокия Лопухина, его первая жена. Сюда же через сто лет попали знаменитые декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и другие. Количество каторжников неустанно росло, были построены четыре тюремных корпуса. В большой новой тюрьме были 21 общая и 27 одиночных камер, некоторые с паровым отоплением. Другие камеры представляли собой каменные кельи без всякого отопления.

В крепости приводились в исполнение смертные приговоры. На большом дворе цитадели был казнен А.И. Ульянов (брат Ленина), покушавшийся на Александра III.

КАМЕННЫЙ МЕШОК

Внутри «Секретного дома» находился обособленный карцер, прозванный «каменным мешком». В 1906 году в журнале «Нива» автор с инициалами Г. П. поместил статью об ужасах этой одиночной камеры заключения. «Здесь томился несчастный Иоанн Антонович. В этой могиле, погребенный заживо, каким-то чудом выжил он более двадцати лет. Это безотрадная, довольно узкая келья, сырая, как все остальные. До сороковых годов здесь существовала кровать этой, ни в чем неповинной, жертвы политики».

«Несчастный мальчик» - наследник престола, сын великой княгини Анны Леопольдовны, правнучатый племянник Петра I Иоанн Антонович (1740-1764 годы) хотя и был в двухмесячном возрасте провозглашен царем, никак не должен был им стать, за что в детстве был сослан в тюрьму. Многие историки называют его русским прототипом человека в железной маске, потому что никому в государстве и даже в самой тюрьме не велено было знать, что случилось с наследником и куда он делся.

Для соблюдения этих жестоких правил Иоанна (в тюрьме его официально именовали «известный арестант») содержали в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже тюремщиков. Считается, что за все время заключения он не увидел ни одного человеческого лица. Однако, согласно некоторым документам, царственный узник знал о своем происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

ЧТО СКРЫТО ЗА СТЕНАМИ

Жандармский генерал Оржевский при строительстве «Секретного дома»» и переводе сюда заключенных из Алексеевского и Трубецкого бастионов Петропавловской крепости дал такую характеристику Шлиссельбургской крепости: «совершенно обособленное убежище, где здание скрыто за высокими массивными стенами».

Император Александр III опасался недостаточной надежности политической тюрьмы в Петропавловской крепости, поэтому по его приказу строилась новая, спроектированная им лично тюрьма в крепости Орешек. Это должно было быть место замаскированной смертной казни. После ареста Александра Ульянова и других террористов в 1887 году император написал: «Желательно не придавать слишком большого значения этим арестам. По-моему, лучше было бы, узнавши от них все, что только возможно, не предавать их суду, а просто без всякого шума отправить в Шлиссельбургскую крепость. Это - самое сильное и неприятное наказание».

В Шлиссельбургскую крепость был переведен смотритель Алексеевского равелина, известный своей нечеловеческой жестокостью, «ирод» Соколов. С собой он взял четырех проверенных жандармов, чтобы охранять самых опасных политических заключенных, восставших против царизма и отдавших себя целиком революционной борьбе.

ИНСТРУКЦИЯ 1884 ГОДА

В стремлении поставить заключенных в условия полной изоляции, не допустить общения с внетюремным миром и товарищами по заключению была создана особая жандармская инструкция. Ее текст содержал восемь статей с правилами поведения заключенных и угрозами наказания розгами и смертной казнью. Самым тяжелым правилом был запрет на физический труд и умственную работу. Право заключенных читать рассматривалось как награда за «хорошее поведение».

М.В. Новорусский, заключенный пожизненно в одиночной камере, в своих «Записках шлиссельбуржца» писал: «Чья-то фантазия разделала внутренность нашей камеры, выкрасивши сажей на масле не только пол, но и стены до высоты 2 аршин. При полном отсутствии мебели, особенно если кровать заперта на крюк, камера превращалась в настоящий катафалк, а белый сводчатый потолок должен был соответствовать серебристой парче, служившей украшением его сверху».

Заключенным не разрешалось разговаривать и перестукиваться с соседями по камере. Тюремная администрация благодаря инструкции имела возможность устанавливать такой режим, который превратил каторжную тюрьму в медленную смертную казнь. И «успешно». Наряду со всеми там содержались тяжелобольные арестанты, безумные, ожидающие смертной казни. Половина всех заключенных в Шлиссельбургской крепости погибли на этом острове. Несколько человек покончили с собой.

Как пишет М.Н. Гернет, изучавший историю царских тюрем, министр юстиции попытался робко противостоять жестоким нововведениям. Он высказал свое мнение об исключении телесных наказаний для заключенных в Шлиссельбургскую крепость. Он указывал на нежелательность этого потому, что большинство политических преступников принадлежали к дворянскому сословию. Робкое возражение главы судебного ведомства не оказало никакого влияния на министерство внутренних дел.

Если бы борьба бесправных заключенных против жестокой инструкции не увенчалась успехом, им всем грозила бы неминуемая гибель. Сначала они добились разрешения на редкие прогулки и чтение. Позднее на тюремной территории разрешили организовать библиотеку, мастерскую и огород, на котором арестанты выращивали даже арбузы.

С 1965 года Шлиссельбургская крепость стала филиалом Государственного музея истории Ленинграда (теперь Санкт-Петербурга). Здания старой и новой тюрем отреставрированы, восстановлены Королевская, Государева и Головина башни, участки крепостной стены, расчищен Государев бастион. Выполнена консервация разрушенного в годы войны Иоанновского собора. Реставрационные работы в «русской Бастилии» продолжаются.

Нина КОНЕВА

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль политической тюрьмы. Из-за своего стратегического положения — в месте истока Невы из Ладожского озера — она не раз участвовала в различных битвах и много раз переходила из рук в руки.

Крепость расположена на Ореховом острове, делящем Неву на два рукава. Говорят, что течение здесь настолько сильное, что Нева не замерзает даже зимой.

Первая деревянная крепость на острове была построена в 1323 году князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. В том же году здесь был заключен Ореховецкий мир — первый мирный договор об установлении границ между Новгородской землёй и Шведским королевством. Через 20 лет деревянные стены были заменены каменными. В те времена крепость занимала небольшую территорию в восточной части острова.

В XV веке старая крепость была разобрана до основания. Вместо нее были построены новые 12-метровые стены по периметру острова. В те времена Орешек являлся административным центром — внутри крепости жили только наместник, духовенство и прочий служивый люд.

В XVII веке Шведами было предпринято несколько попыток взятия крепости, но все они были неудачными. Только в 1611 году Шведам удалось захватить Орешек. Почти 100 лет крепость, переименованная в Нотебург (что со Шведского означает «Ореховый город») принадлежала Шведам, пока не была взята русскими войска под предводительством Петра I осенью 1702 года. Пётр I писал об этом «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен».

Петр I переименовал крепость в Шлиссельбург, что в переводе с немецкого означает «Ключ-город». На Государевой башне был укреплен ключ от крепости, символизирующий, что взятие Орешка — это ключ, открывающий путь к дальнейшим победам в Северной войне и к Балтийскому морю. В течение XVIII века крепость достраивалась, возле стен на берегу были построены каменные бастионы.

С основанием Санкт-Петербурга крепость утратила свое военное значение и стала выполнять роль тюрьмы для политических преступников. В следующие 200 лет было построено несколько тюремных корпусов. В роли тюрьмы она и просуществовала до 1918 года, после чего в крепости был открыт музей.

С берега Невы открывается прекрасный вид на Ладожское озеро.

Одинокий страж крепости высматривает в тумане корабли неприятеля.

Вид на крепость с правого берега Невы из деревни Шереметьевка. Попасть в крепость можно только на катере, в чём всем желающим охотно помогают местные рыбаки.

Государева башня — основной вход в крепость. Перед башней — ров с подъёмным мостом.

Венчает башню ключ — символ Шлиссельбурга.

Вид на крепостной двор. По центру находится Иоанновский собор, за ним — Новая тюрьма. Слева — Зверинец с Цитаделью.

Зверинец. Один из тюремных корпусов. Своё название получил благодаря открытым камерам с галереями.

Руины Светличной башни.

Справа от входа в крепость находится Корпус №4, в котором находились тюремная канцелярия, мастерские и уголовная тюрьма. Построенный в 1911 году Корпус №4 является последним зданием, построенным внутри крепости. Все руины — результат Второй мировой войны.

Рядом с Корпусом №4 находятся руины бывшего Надзирательского корпуса.

Вид с одного из этажей Надзирательского корпуса на Государеву башню.

Коридоры Надзирательского корпуса.

С верхнего этажа открываются отличные виды на территорию крепостного двора.

Здесь же можно сразу перейти на крепостную стену.

Руины Иоанновского собора.

Морское береговое оружие, носящее имя своего создателя Канэ.

Мемориал доблестным защитникам крепости Орешек, в течение 500 дней находившимся на переднем крае обороны и так и не уступившим крепость врагу.

Клятва защитников крепости Орешек:
Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего.
Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её.

Увольняются с острова: на время - больные и раненые, навсегда - погибшие.

Будем стоять здесь до конца.

Вид на Корпус №4 от Иоанновского собора. На переднем плане 45-мм орудия, использовавшиеся при обороне крепости во время Второй мировой войны.

Под зеленым навесом — остатки стен первой Новгородской крепости.

Камень в память об Ореховецком мире 1323 года.

Крест на месте братской могилы русских солдат, погибших при штурме крепости в 1702 году.

Здание новой тюрьмы, или Корпус №3, носящее так же название Народовольческой тюрьмы, поскольку изначально она была построена для членов революционной организации «Народная воля», осуждённых в 1885 году.

Внутренняя планировка тюрьмы спроектирована по типичному прогрессивному американскому образцу.

На двух этажах тюрьмы располагалось 40 одиночных камер.

Внутренний двор Цитадели. Белое одноэтажное здание — Старая тюрьма, известная так же как Секретный дом — главная политическая тюрьма Российской империи. Была построена в конце XVIII века. Внутри находилось 10 одиночных камер, которых, к слову, вполне хватало для поддержания государственной безопасности в то время. На заднем плане — Королевская башня.

Мемориал в честь революционеров, казнённых здесь в 1887 году. Среди них был родной брат Владимира Ленина — Александр Ульянов.


Раздаточный материал


ett

Считается, что это слово заимствовано русским языком во время войн со Швецией, однако само по себе оно у нас не употреблялось. Что всегда шло после него?

Ответ: [Слово] "два".

Комментарий: Начальные шведские числительные — ett, två, tre [этт, тво, трэ] и так далее. Существует версия, что в русском "этт-тво" преобразовалось в "ать-два", причем еще до Петра мы со шведами и воевали, и просто взаимодействовали. Однако выдвигаются и чисто фонетические версии: якобы произнесение "раз-два" при маршировании постепенно могло исказиться до такой степени.

Источник(и):
1. http://ru.wiktionary.org/wiki/ать-два
2. https://rus.stackexchange.com/questions/5829/Ать-два-левой
3. https://elibrary.ru/item.asp?id=25656650

Раздаточный материал


snice

С недавних пор отель в деревеньке Юккасъярви работает круглый год, хотя до этого регулярно страдал и требовал восстановления. Ответьте максимально точно: что такое "snice" [снайс]?

Ответ: Смесь снега и льда, из которой каждый год строили этот отель.

Зачёт: Строительный материал, из которого сделан отель, и т.п. по смыслу.

Комментарий: С 2016 года благодаря новому оборудованию ледяной отель работает круглогодично и не тает от естественных природных условий весной. До того каждый год группа художников и специалистов по льду пару месяцев отстраивала его заново, на что уходила 1000 тонн чистого льда и 30 тысяч кубометров снайса — снежно-ледяной смеси. "Snice" [снайс] — так называемое слово-бумажник, объединяющее "snow" [снОу] и "ice" [айс].

Источник(и):
1. http://www.icehotel.com/about-icehotel/how-it-works/
2. http://en.wikipedia.org/wiki/Snice

Вопрос 5 : В специальную ночь для гаданий шведские девушки ели особо приправленную кашу, чтобы во сне... Что именно произошло?

Вопрос 6 : Исландский монополист объявил конкурс, на который представили следующий проект: 30-метровые антропоморфные гиганты из металла, как правило, с поднятыми руками. Впрочем, в зависимости от рельефа им можно придать иную необходимую позу. Роль чего должны были исполнять эти гиганты?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»