Приход машиаха. Мессия (Еврейский Спаситель) и лже-Мессия — Машиах и псевдо-Машиах. Откуда же берутся мысли, особенно нехорошие

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

В дамасской мечети Омейядов имам каждый день стелит новый ковер перед дверью минарета Исы бен Мариам (Иисуса, сына Марии). Здесь, по мнению магометан, должна ступить нога "великого пророка", когда он спустится с неба, положив руки на крылья двух ангелов. Мусульмане верят, что Иисус идет, дабы в страшной битве победить антихриста – Даджала. После этого, согласно Корану, он утвердит торжество ислама на всей планете.

Иудеи, с нетерпением ожидают своего Мессию – Машиаха. "Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-Олам!" (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной!), - возглашает перед раскрытым молитвенником раввин с белым покрывалом на голове. Собравшиеся в помещении иерусалимской синагоги прихожане гортанно подпевают, время от времени встают со скамеек, кланяются. На улицах странные личности суют в руки глянцевые листовки: "Король Машиах (Мессия) приходит! Мы стоим на пороге Освобождения, которое должно наступить незамедлительно. Будущий, Третий храм, которого мы ждём, уже полностью отстроен на Небесах и скоро спустится на священную гору Мориа".

Машиах якобы восстановит на холме Мориа, где Авраам хотел принести в жертву своего сына, разрушенный римлянами две тысячи лет назад иерусалимский храм. Картонные модели храма по цене всего пять шекелей уже продаются в каждой сувенирной лавке в еврейском квартале города. Произойти это должно, как верят иудеи, здесь, в Иерусалиме.

Отполированная до блеска миллионами поцелуев верующих Стена плача – все, что осталось от разрушенного в 71 году н.э. иерусалимского храма. Ежедневно, днем и ночью здесь молятся люди: традиционные иудеи в вязаных кипах, хасиды, с кудрявыми пейсами на ушах и в черных широкополых шляпах, солдаты, матери с детьми. Мужчины и женщины – отдельно, через металлическую перегородку в человеческий рост. Они просят Бога даровать Израилю мир и возродить храм, которого еврейский народ лишен уже две тысячи лет. "Место присутствия Господа" выше – за сложенной из громадных известняковых блоков стеной. Однако, ведущие туда массивные ворота охраняет наряд "голубых беретов" в черных очках, с винтовками М-16 наперевес. Дальше начинается Харам аш-Шариф, священное место мусульман.

Совсем недавно, Стена Плача в Иерусалиме неожиданно "заплакала". Во время традиционной молитвы верующие заметили, что из одного камня размером 10 на 40 см начала сочиться влага. Влага эта не переставала сочиться 96 часов. Специалисты государственной компании "Вакф", отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе, даже получили выговор от городских властей. Последние решили, что появление капель влаги связано с небрежностью и неполадками в системе брандспойтов. После проверки выяснилось, что брандспойты, установленные на случай беспорядков по периметру площади у Стены после второй палестинской интифады – не при чем. Тогда раввин Стены - Шмуэль Рабинович – заявил журналистам, что, по его мнению, "камни Стены начали плакать из-за сложившейся на Ближнем Востоке ситуации".В древних иудейских книгах появление воды на Стене Плача означает скорый приход Машиаха. Именно как чудо , свидетельствующее, что приход Мессии близок, восприняли многие религиозные евреи Увлажнение Стены Плача.

Когда переступаешь невысокую преграду в воротах, отделяющих дамасскую мечеть Омейядов от внешнего мира, шум многолюдного базара Хамидия, мирская суета остаются снаружи вместе с обувью. Огромное сооружение, представляющее собой странный гибрид мечети и православного храма, несомненно, главная достопримечательность Дамаска. Здесь хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Это место одинаково свято как для мусульман, так и для христиан. Только мусульмане почитают пророка под именем Яхья. Десять тысяч мастеров десять лет воплощали в камне распоряжение халифа Валида бен Абд-эль-Малика: "Построить мечеть, какой не было и не будет". Она должна была символизировать могущество империи Омейядов, распростершейся от Инда до Пиреннев. Нужно сказать, замысел удался.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница св. Иоанна Крестителя. Подсказал француз – длинноволосый парень в рваных джинсах, сидя на каменном полу,он глубокомысленно поглощал банку "Кока-колы". Присаживаюсь рядом. "Иоанн Креститель? - усмехается он, - ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой". Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего храма св. Иоанна Крестителя до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником. Правда, здесь уже 1300 лет никого не крестили.

Из двора в зал ведут 22 двери. Подхожу к центральным воротам. Фасад бывшей церкви украшает громадное мозаичное панно с изображением полноводной реки, деревьев, города. Золотая смальта играет на солнце. Изображения людей, согласно Корану – отсутствуют. Тем не менее, в эпоху средневековья благочестивая мусульманская рука замазала одно из чудес света известкой. Лишь в 1924 году, после французской оккупации Сирии, ученые расчистили шедевр, и, столетия спустя, мозаика вновь засияла первозданной красотой.

Внутренняя планировка молельного зала повторяет византийскую базилику. Два ряда колонн с коринфскими капителями делят зал на три продольных нефа. Ступаю босиком по теплому ковровому ворсу. Сейчас здесь слышится только шепот мусульманских молитв. А ведь первые семьдесят лет после захвата Дамаска арабами здесь еще звучала литургия. Мусульмане и христиане молились вместе, заняв разные концы базилики. Лишь в 705 году халиф Валид приказал перестроить православный храм в мечеть. Грандиозное сооружение Омейядов стало для мусульман третьей по значению мечетью в мире, а "кафирам" ("неверным") было предложено молиться где-нибудь в другом месте.

Зал для молитв огромен. Своды устремляются к куполу. Изящные крутые арки, опираются на ряды мощных коринфских колонн. В центре – небольшой мраморный мавзолей с зеленым куполом и такого же цвета стеклянными окнами. Это гробница св. Иоанна Крестителя, который заставил мусульман относиться к себе с глубочайшим почтением после одного случая. В 708 году, во время расчистки территории под фундамент, был случайно обнаружен подземный склеп. По местному преданию, в нем покоится голова св. Иоанна Крестителя. Халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни. Однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло оцепенение - он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и оставить его внутри новой мечети. Так у мусульман возникло нечто вроде культа св. Иоанна Крестителя. Близ гробницы на коврах всегда сидит множество "правоверных".Они молятся: перебирают четки и листают Коран. Но, как я узнал, этим людям ничего не известно о главном событии в жизни пророка Яхья – крещении Спасителя.

Внешняя стена мечети подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь "Иса бен Мариам" - "Иисуса, сына Марии". Его воздвигли в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного Суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крылья двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: "Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода". Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Схожая картина наблюдается с иудаизмом в Израиле. Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере св. Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения "Евреи за Иисуса" или, как их еще называют "мессианские евреи". Они продолжают соблюдать иудейские законы и, в то же время, признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков, возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже немало последователей среди евреев по всему миру.

Несмотря на репрессии, все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Всего же, среди 15 миллионов евреев всего мира уже 332 000 являются последователями Иисуса в самых разных христианских конфессиях. Ведь, по слову апостола Павла,"весь Израиль спасется".

О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.

Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, по-гречески «помазанник», «мессия», искажённое еврейское слово Машиах. Другими словами, имя Христос — всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского «Машиах».

Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чём состоят главные различия.

Рамбам пишет, что Храм построит царь-Машиах, после того как укрепит свой престол

Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идёт о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Еврейский Машиах — еврейский человек из плоти и крови, рождённый от обычных людей.

Как сказал пророк Йешаяу (11, 2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (В. Талмуд, Сангедрин 93 б), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.

Тем не менее, Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): «Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52, 7): “Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир”».

Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.

Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну , которой завершаются все три ежедневные молитвы — шахарит , минха и маарив : «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».

Такая же мысль звучит и в молитве Амида , которую читают в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».

Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернётся в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.

В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдёт «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только об Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нём нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».

В эпоху Машиаха все люди объединятся,
чтобы установить «Царство Всевышнего»

Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъёму остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своём угнетённом, страдающем от изгнания и преследований народе, вернёт евреев на их землю и восстановит их особый статус.

Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».

Израильский комиссар полиции сделал необычное заявление о том, что офицеры в Израиле активно готовятся к приходу Мессии.Израильская пресса полна восторженными публикациями о скором приходе мошиаха (в православной традиции – Антихриста,– прим. автора).

Общество разогрето практически ежедневными сообщениями о том, что в последнее время лавинообразно появляются все необходимые условия для встречи, введения в храм и коронации в нем лже-мессии. Как я уже писал ранее, вновь возрожденный Синедрион обратился к президентам Дональду Трампу и Владимиру Путину с просьбой построить в Иерусалиме Третий храм, утверждая, что все необходимые условия для этого уже соблюдены. При этом стыдливо умалчивается факт, что на месте планируемого храма сейчас находится мечеть Аль-Акса, и ее разрушение неминуемо приведет к новой мировой войне.

Если кто-то думает, что эти ожидания и приготовления касаются только ортодоксальной части израильтян, то он глубоко ошибается. К приходу мошиаха активно готовятся не только верующие иудеи, но все израильское общество, а также многочисленные еврейские диаспоры, разбросанные по всему миру. Но что самое интересное, к этому религиозному событию готовятся и официальные израильские власти.

Генеральный инспектор полиции Израиля Рони Альшейх, заявил на недавнем хасидском празднике нового года, организованном ХАБАД, что его ведомство активно готовится к приходу Мессии:

«Когда придет Мессия, все захотят подойти и встретить его, поэтому возможна теснота и давка … В это время мы должны обеспечить безопасность наших соотечественников…
Нет никаких сомнений в том, что счастье и служение Богу сблизит нас. В скором времени, даст Бог, мы должны начать подготовку к операции по обеспечению безопасности, необходимые из-за прибытия Мессии».

Все ведущие израильские раввины также утверждают, что евреи должны готовиться к скорому приходу их Мессии. Они даже утверждают, что время мессии пришло. Иудейская пресса пишет, что в последние времена все христиане должны преодолеть разногласия с иудеями и вместе подготовиться и выйти для встречи мошиаха.

По словам раввинов, для этой встречи практически все готово:

По призыву раввинского Совета возрожденный Синедрион уже приступил к конкретным планам строительства Третьего храма

Выращены «красные коровы», пепел которых должен быть использован для ритуалов в новом храме

Построен и полностью готов алтарь для храма. В статье Идеологическое обоснование для начала Третьей мировой войны готово я писал, что необходимый в качестве алтаря в храме Ковчег Завета был похищен неизвестной высокопрофессиональной группой спецназа из тайного святилища в часовне церкви святой Марии Сионской на севере Эфиопии.

Готовы корона мошиаха и облачение первосвященника, отобраны и уже выросли в среде «отсутствия смерти» необходимые для совершения ритуалов мальчики-коэны. Последний камень, «камень преклонения», необходимый для одеяния первосвященника, найден и выкуплен за $225 млн. в Южной Африке.

Израильское общество активно помогает раввинам в обретении всех необходимых артефактов.

Пресс-секретарь Синедриона раввин Гилель Вайс нашел в Израиле виноградник, который растет согласно древним правилам без привлечения современных технологий. Из плодов этого виноградника древним способом было изготовлено вино, первые 30 бутылок которого уже доставлены в Синедрион. Вино является необходимым элементом храмового служения. Виноградник принадлежит средней школе военной подготовки Ятир на юге Хеврона. Слова директора этой школы, Хаггера Моше, что «этот виноградник органический и выращивается из идеалистических побуждений, а не из-за храмовых требований», выглядят, как слабая попытка успокоить светскую часть израильского общества.

В израильском учебном центре Mikdash начато производство ритуального оливкового масла для храмовых менор. Уже пронумерованы и сертифицированы 700 формочек для этого уникального масла. Раввин Шмуэль Веффер с восторгом сказал:

«Это масло было специально изготовлено путем ручного сбора оливок, которые выращены в качестве масла меноры в Святом храме в Иерусалиме, который очень скоро будет восстановлен».

В израильском обществе массово распространяются методички о том, как правильно встречать, приветствовать и благословлять мошиаха на иврите. Это – особые благословления, которые должен произносить каждый иудей при скорой встрече.

Резюмируя сказанное, хочу отметить атмосферу радости и какого-то вдохновения, которые охватили израильское общество в последнее время. Даже СМИ уже отказались от прежней практики замалчивания и иронии относительно темы, связанной с восстановлением храма и приходом мошиаха. То, что раньше говорилось достаточно иносказательно и в основном отрицалось, сейчас пишется открыто и с ликованием. Единственная замалчиваемая тема, непосредственно связанная с приходом мошиаха – это необходимость сноса мечети Аль-Акса на Храмовой горе. В остальном в израильском обществе полная открытость.

И спасение человечества.

Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и апокалипсические черты, никогда не отказывалось от земной в своей основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в исторических и социально-политических понятиях. Оно стало в истории человечества источником и прообразом всех форм мессианизма - религиозных и политических, национальных и интернационалистических.

Мессия в Танахе (Ветхом Завете)

Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. Танах называет «машиахом » («помазанником») царей Израиля и Иудеи , священников , некоторых пророков , персидского царя Кира II . Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам . Иногда это слово означает народ Израиля .

Критерии прихода Машиаха в Танахе

Понятие прихода Машиаха введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

Эпоха Второго Храма

Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго храма . Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует (книга Товита ; Бен-Сиры Премудрость). В книге Даниэля появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7).

Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера. Мессия должен быть прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Шеломо (Соломона) ).

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» - эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх. 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.

Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161).

Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие - что Мессия лишь будет носить имя Давид. Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияху в роли Мессии. Встречается также имя Менахем бен Хизкияху, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания , либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем - буквально `утешитель`). Мессию отождествляют даже с Иехудой hа-Наси (Санх. 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`).

О чисто человеческой природе Мессии свидетельствует то, что рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу (хотя он же говорил, что Мессия займет престол рядом с Богом). Талмудический источник явно приписывает Мессии бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю. В мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни Торы. В 4 в. Гилель бен Гамлиэль отрицал приход Мессии (за что подвергся порицанию), не отвергая при этом грядущего избавления. В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Мессия, а сам Бог.

Время прихода (йемот hа-машиах - `дни Мессии`) также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.

Хотя Мессия и должен быть из рода Давида , Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа или Эфраима , который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает в сражении с врагами Израиля. Идея Мессии из колена Иосифа («Мессия, сын Иосифа») и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания. В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.

Представления о Машиахе в средневековье

Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Мессии, мессианских времен и грядущего мессианского века. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.

Политическая неустойчивость и непрекращающиеся войны между Византией и Ираном привели на рубеже 6–7 вв. к появлению мессианской литературы, легшей в основу средневековых еврейских представлений о веке Мессии. В псевдоэпиграфической книге Зрубавела описаны видения последних дней и прихода Мессии, которым должно предшествовать явление императора Армилуса (от имени первого римского царя Ромулус) - сына Сатаны и скульптурного изображения женщины. Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане (воплощенном в нем самом). Евреи во главе с Мессией из колена Иосифа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом. И хотя этот Мессия будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Мессия из дома Давидова, победит Армилуса, и начнется мессианский век. Возможно, книга Зрубавела написана под влиянием побед византийского императора Ираклия (в частности, над персами), которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Мессия должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.

На основе книги Зрубавела сложилась обширная апокалипсическая литература, предвещающая войны Мессии, его победу и конец галута. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие доктринального теологического элемента: апокалипсическое будущее только описывается, но не объясняется: вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению, не затрагивается. В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалипсическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма - все могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зрубавела и сходных сочинениях. Некоторые произведения апокалипсической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зрубавела. Одно из важнейших произведений апокалипсической литературы «Отот Машиах» («Знаки Мессии»): в нем перечислены события, которые должны предшествовать приходу Мессии. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.

Однако существовали и неапокалипсические концепции мессианского века. Большинство еврейских философов отвергали апокалипсические представления: однако Саадия Гаон включил в свое сочинение «Эмунот ве-Деот » («Верования и воззрения») пересказ описания мессианских времен из книги Зрубавела. Маймонид и его последователи рассматривали приход Мессии как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с каким-либо космическим переворотом или апокалипсическими ожиданиями. Маймонид отождествил царство Мессии с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права: утопический элемент мессианской идеи сведен к минимуму: в царстве Мессии каждый еврей сможет беспрепятственно предаваться созерцательному, философскому познанию Бога.

В сочинении «Иггерет Тейман» («Йеменское послание») Маймонид отвергал с этих позиций мессианские притязания некоего йеменского еврея. Аврахам бар Хия (1065? -1136?), философ-рационалист, близкий к неоплатонизму, пытался в сочинении «Мегиллат hа-мегалле» («Свиток провидца») установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.

Ожидание прихода Мессии

Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа (крестовые походы , «Чёрная Смерть» , изгнание из Испании , погромы Б. Хмельницкого). Ожидания прихода Мессии неизменно оказывались тщетными: это объяснялось якобы недостаточной праведностью евреев, и устанавливалась новая дата его прихода. Так как одним из основных элементов мессианской концепции является предвидение «мессианских мук» (хевлей машиах), которые будут предшествовать приходу Мессии, наиболее трагические моменты еврейской истории (войны, гонения) неизменно сопровождались ростом мессианских настроений.

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду , этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов веры »:

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Но если Маймонид старался придать мессианским чаяниям рационалистическую окраску, то среди сторонников движения Хасидей Ашкеназ были весьма распространены мессианские спекуляции. Правда, в своих экзотерических сочинениях лидеры движения, в том числе Элазар бен Иехуда из Вормса, указывали на опасность мессианских спекуляций и веры в лжемессий . Однако в эзотерических сочинениях и ряде других источников содержатся свидетельства о широком распространении такой веры среди сторонников и лидеров движения Хасидей Ашкеназ.

Начиная с 13 в., особенно после публикации книги Зоhар , мессианские спекуляции и вера в близкий приход Мессии становятся преимущественно достоянием каббалистической литературы. Зохар следует аггадической традиции, рассматривая избавление не как результат имманентного прогресса истории, но как сверхъестественное чудо, связанное с постепенным озарением мира светом Мессии. Когда дух нечистоты будет изгнан из мира и Божественный свет беспрепятственно воссияет Израилю, свершится восстановление мировой гармонии, царствовавшей в Саду Эдемском до грехопадения Адама . Ничто не будет отделять творение от Творца. В последнем разделе книги Зоhар это пророчество дополняется предсказанием освобождения народа Израиля от всех ограничений, наложенных на него Торой в галуте : после искупления раскроется истинный, мистический смысл Торы, выражаемый символом Древа жизни и противопоставляемый Древу познания, в котором различаются добро и зло, положительные и отрицательные предписания.

Изгнание евреев из Испании (1492) сопровождалось небывалым ростом мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали сроки прихода Мессии. Разочарование в этих несбывшихся предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи: мессианская тема стала предметом мистических спекуляций каббалистов Цфата (см. И. Лурия . Х. Витал), которые придали понятиям галута и искупления универсальный космический смысл.

Лже-мессии в еврейской истории

Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла мессианские движения , т.е. массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии.

О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов . Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба , который объявил себя Мессией и в 131-135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима . На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Элазара.

Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива , поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить

Точный день наступления времени мессианского Освобождения - великая тайна, не известная человеку. Это произойдет "в свое время", как было определено Творцом с начала творения. Время "конца Изгнания" ничем не обусловлено: оно не зависит от того, заслуживает ли его Израиль, как сказано: "Ради Себя, ради Себя Самого Я сделаю это…"; "Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы не осквернилось оно в глазах народов".

И при всем при этом можно усмотреть видимое противоречие в словах пророка Йешайибеито ахишено - "в назначенное время ускорю это": "в назначенное время" означает в определенный день; "ускорю это" означает, что это может случиться раньше, прежде, чем наступит назначенное время. Это противоречие разрешается в Талмуде следующим образом: "Если они заслуживают этого, "Я ускорю это"; если нет - это наступит "в назначенное время".

Смысл этих слов очевиден: Машиах может прийти в любой день, даже до заранее назначенного срока: "Сегодня, если вы только послушаете голоса Его".

Абарбанель отмечает, что историю мира можно разделить на три периода - преждевременный, возможный и зрелый: в первом периоде Освобождение было бы преждевременным; второй период обладает потенциальной возможностью для Освобождения, все зависит только от заслуг Израиля; а третий, и последний период - время последнего срока, в нем есть точно определенный день Освобождения.

Вышесказанным можно объяснить тот факт, что многие мудрецы высчитывали конкретные сроки мессианского Освобождения, не смотря на то, что подобная практика осуждается Талмудом, дабы предотвратить разочарование, способное привести к отчаянию: люди могут сказать "раз время пришло, а Машиах не явился, он не явится никогда". Тем не менее, среди тех, кто высчитывал день наступления Освобождения, были такие великие мудрецы, как Саадия Гаон, Раши, Баалей Тосафот, Рамбам, Абарбанель, Ицхак Луриа, и т.д. Рамбам, после того как он приводит текст о запрещении подобной практики из Талмуда в своем кодексе и тщательно его разрабатывает в Игерет Тейман, сам указывает в посленем труде (гл. 3) день прихода Машиаха, о котором ему поведали его предки! Рамбан разрешает эту проблему, указывая, что запрет Талмуда относится лишь к ограниченному периоду времени, и не распространяется на современную эру "пят Машиаха".

В различных источниках объясняется, что все эти предсказания, по сути, были истинными, отражающими особенно благоприятные моменты для наступления мессианской эры. Учителя Каббалы объясняют, что все предсказанные сроки действительно осуществились, но в основном, к сожалению, лишь в духовном аспекте, не раскрывшись на явном уровне нашей реальности..

У каждого поколения есть кец , потенциальный срок прихода Освобождения, ибо, как сказано, Машиах, хоть и не раскрыт, присутствует в каждом поколении. Он готов раскрыться в любой момент. В ходе истории, предшествующей "назначенному времени" его прихода есть особо благоприятные моменты, когда можно сделать так, чтобы он пришел. Воспользуемся ли мы этим, ускорим ли мы приход Машиаха, зависит целиком и полностью только от нас.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»