Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе: общая информация. План индивидуальной работы в подготовительной группе План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе

Подписаться
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:

Сокова Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа "Содружество"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разоаботка
Тема: планирование в подготовительной группе
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (22.01-26.01.2018г.)

Группа: № 2 подготовительная Тема: «Неделя познания, или Чудеса в решете»

Цель: учить обращать внимание на новые, интересные и необычные свойства, характеристики, черты объекта, предмета, явления; развивать познавательную активность,

любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами.

воспитатель Сокова М.Е.

День недели

Интеграция

образовательных

областей

образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной

деятельности детей (центры

активности, все помещения

Взаимодействие с

родителями/ социальными

партнерами (театрами,

спортивными,

художественными школами,

общеобразовательными

учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальна

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Понедельник – 22.01

Утро:

Физическое

развитие,

Социально-

коммуникативное

развитие,

Художествеено-

эстетическое

развитие

Утренняя гимнастика.

Рассказ воспитателя о

природных ресурсах

Земли – полезных

ископаемых: нефти,

каменном угле, песке,

глине и т.д.

Индивидуальна

я работа с

Кристиной,

упражнять

дифференциаци

ии звуков.

Ситуативный

разговор

«Кладовая земли».

формирование у

первоначального

представления о

внутреннем

строении Земли.

Проведение опытов:

Можно ли рисовать камнем;

Какой камень тяжелее

(пористый или плотный);

Есть ли в камне воздух;

Обследование камней с лупой.

Цель: определить, какого цвета

камень, из чего оно состоит,

гладкий или шершавый, есть ли в

нем вкрапления минералов.

Беседа с родителями о

самочувствии детей.

Консультация «Чтобы

ребенок вырос добрым и

отзывчивым»

Индивидуальные беседа

«Одеваем детей по погоде».

Организованная

образовательная

деятельность

Познание,

коммуникация

«Счет до 20. Обозначение числа 20» (32). Цель: обучение счету до 20; формирование навыков

составления групп из 20 предметов; знакомство с образованием числа 20.

Художественное

творчество,

социализация,

художественная

литература

Рисование «Волшебные сказки на дереве и холсте». Цели: приобщение к миру сказочных образов на

материале крестьянского прикладного искусства, запечатленных в орнаментах вышивки, в надомной

избе, росписи по дереву. Создание детьми выразительных образов в рисунке по мотивам традиционных

коммуникация

Музыкальное развитие

Прогулка:

Художествеено-

эстетическое

развитие,

Социально-

коммуникативное

развитие,

Речевое развитие,

Познавательное

развитие,

Физическое

развитие

Рассматривание узоров на

окнах. Цели: продолжать

знакомить детей с

зимними явлениями

природы; расширять

кругозор детей;

воспитывать

любознательность.

Труд на участке: сбор

крупного мусора. Цель:

учить получать радость от

выполненной работы.

Индивидуальна

я работа с

Упражнять

быстром беге со

направления по

Ситуация

общения «Наше

здоровье». Цель:

актуализировать и

уточнить

представления

детей о понятии

«здоровье».

Знакомство с приметами: зимой

сухо и холодно – летом сухо и

жарко; если окна начинают

потеть при двойных рамах – к

усилению мороза.

П/игра «Метелица». Цель:

выполнять движения согласно

работа перед

Упражнение «Носовые платочки». Цель: учить детей правильно пользоваться носовым платком,

следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке. Воспитывать опрятность, бережное

отношение к предметам личной гигиены. Слушание сказки «Енот и тот, кто сидит в пруду» в

аудиозаписи.

Вечер:

Оздоровительная

гимнастика.

Чтение А.С.Пушкина «…

Идет волшебница зима».

Цель: познакомить детей с

понятием «снеговал» (на

деревьях образуются

снежные навесы –шатры);

продолжить стандартные

фразы: «Снеговал – это

хорошо, потому что..

(стало красиво)».

«Снеговал – это плохо,

потому что…(тонкие

деревца могут сломаться).

Индивидуальна

я работа с

Дианой, Мишей

упражнение

«Тропинки».

Цель: развитие

моторики.

Ситуация

общения. Как вы

понимаете

выражение «Как

аукнется, так и

откликнется».

Поисково-исследовательская

деятельность проведение опыта

«Куда исчезла вода?»Цель:

выявить процесс испарения воды,

зависимость скорости испарения

от условий (открытая и закрытая

поверхность воды). В течении

недели наблюдают процесс.

Игры со строительным

материалом.

Прогулка.

Наблюдение за ветром. Цель: определить наличие и направление, силу и характерные особенности

ветра. П/игра «Лиса и куры». Цель: учить детей спрыгивать с предметов, приземляясь на носки

полусогнутые ноги, бегать врассыпную.

Группа: № 2 подготовительная

Ответственные за проведение мероприятий: воспитатель Сокова М.Е.

День недели

Интеграция

образовательных

областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной

деятельности детей (центры

активности, все помещения

Взаимодействие с

родителями/ социальными

партнерами (театрами,

спортивными,

художественными школами,

общеобразовательными

учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Вторник – 23.01

Утро:

физ. культура

здоровье,

безопасность

социализация

труд, познание

коммуникация

чтение х/л

худож.творчеств

Утренняя гимнастика.

Беседа по вопросам: «Как

птицы летают? Как птицы

спят? Какая птица самая

большая в мире? Какая

птичка самая маленькая?

Кто, кроме птиц, умеет

Индивидуальная

работа c Сашей

Г., Дашей Б.,

Упражнять в

умении детей

связно излагать

свои мысли.

Обсуждение

проблемной

ситуации «Когда и

кому следует

сказать «нет»?»

Рассказ воспитателя об

интересных фактах из жизни

Поисково-исследовательская

деятельность «Почему первые

птицы не летали?». Цель:

выявить особенности строения

птиц, помогающие им держаться

в воздухе.

Индивидуальное

консультирование по

запросам.

Консультация для родителей

«Готовим руку дошкольника

к письму»

Организованная

образовательная

деятельность

Познание,

коммуникация,

безопасность

Развитие речи. «Обработка звуков с опорой на картинки. Составление связного рассказа». Цели: учить

детей использовать в рассказе заданные речевые конструкции. Формировать у детей умение различать на

слух и при произнесении звонкие и глухие согласные.

Познание

Худ.творчество,

социализация,

формирование

целостной

картины мира

Познание окружающего мира. «Какие бывают часы». Цель: познакомить детей с разными видами часов, с

узнаванием времени по часам. Обогащать представления детей о профессиях взрослых.

Физическая

культура,

здоровье

Физическое развитие

Прогулка:

Физич.культура,

Здоровье,

Безопасность,

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Наблюдение за глубиной

снега. Цели: установить

связь между силой ветра и

формой, местонахождением

сугроба; измерить условной

меркой глубину сугробов до

и после снегопада;

понаблюдать за

Индивидуальная

работа с Дианой,

Симой, Ромой

у п р а ж н я т ь

выполнении

упражнений

сохранение

равновесия.

Ситуативный

разговор

«Безопасность

зимой при любой

Игровая деятельность. Игра

«Найди предмет». Цель:

закреплять умение

ориентироваться на участке

детского сада; находить предмет

по описанию.

П/игра «Кто самый меткий?».

Цель: упражнять в метании

Худож. творч-во,

перемещением снега;

установить, почему глубина

снега в разных местах

Трудовые поручения.

Расчистка дорожек от снега

и перенесение снега в лунки

деревьев.

предметов; развивать глазомер.

Работа перед сном

«Правила поведения за столом дома и в детском саду». Цель: закрепить навыки культурного поведения за

столом. Воспитывать аккуратность. Чтение сказки П.Бажова «Каменный цветок».

Вечер:

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры

Развивающая

образовательная ситуация

«Чудесное превращение

очков». Цели: познакомить

детей с историей очков, их

видами; вызвать интерес к

прошлому предмета.

Индивидуальная

работа с Таей,

Варварой

закрепить

умение детей

измерять длины

предметов с

Ситуативный

разговор

«Вежливый

человек. Кто он?»

Поисково-исследовательская

деятельность. «Круговорот воды

в природе». Цель: рассказать

детям о круговороте воды в

природе. Показать зависимость

состояния воды от температуры.

Свободная изобразительная

деятельность. Цель: предложить

детям выполнить рисунок на

тему «Зима», отразить в нем

самые яркие воспоминания.

Прогулка.

Наблюдение «Почему происходит смена дня и ночи?». Цель: дать представление о том, как происходит

смена дня и ночи. П/игра «Не наступи!». Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с

зажатым предметом между ног.

Группа: № 2 подготовительная

Ответственные за проведение мероприятий: воспитатель Сокова М.Е.

День недели

Интеграция

образовательны

х областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной

деятельности детей (центры

активности, все помещения

Взаимодействие с

родителями/ социальными

партнерами (театрами,

спортивными,

художественными школами,

общеобразовательными

учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Среда – 24.01

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд, познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творчест

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Наш

детский сад – большая

семья». Цель: закреплять

знания детей о сотрудниках

детского сада, умение

называть их по имени и

отчеству, привычку

здороваться и прощаться с

Индивидуальная

Ангелиной,

Глебом, Димой

Формировать у

детей понимание

звуко-слоговой

структуры.

Ситуативный

разговор

«Российский

Д/игра «Удивительные

превращения». Цель:

познакомить детей с

превращениями, которые

происходят в мире природы с

живыми объектами; с этапами

развития живого существа;

развивать умение устанавливать

последовательность этапов

развития.

Беседы с родителями о

самочувствии детей.

Наглядно-информационный

материал «Что наблюдать в

природе зимой». Цель:

реализация единого подхода

детского сада и семьи в

организации

исследовательской

деятельности дошкольника.

Организованная

образовательная

деятельность

Познание,

коммуникация

ФЭМП «Прямой и обратный счет в пределах 20». Цели: закрепление навыков прямого и обратного счета в

пределах 20; развитие конструктивного праксиса; развитие познавательных процессов; развитие общей и

мелкой моторики, динамического стереотипа.

Физическая

культура,

здоровье

Физическое развитие

Познание,

коммуникация,

художественное

творчество,

конструктивная

деятельность

Конструирование из бумаги «Коробка превращается…». Цели: закрепить умение детей делать

выкройки-«развертки» куба и бруска, создавать на их основе и путем их комбинации разнообразные

поделки. Развивать образное мышление, фантазию, умение добиваться результата.

Прогулка:

Физич.культура

Здоровье,

Безопасность,

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Худож. творч-

Наблюдение за почками на

деревьях. Цель: развивать

наблюдательность,

логическое мышление, речь;

способствовать обобщению

представлений о строении,

росте и развитии растений;

развивать умение обобщать

по существенным

признакам; воспитывать

интерес к растениям.

Трудовые поручения.

Почистить кормушки,

Индивидуальная

работа с Валей,

Катей, Артемом

Закрепить

умение бросать

мяч в цель.

Ситуативный

разговор

«Поведение в

общественных

местах». Учить

детей соблюдать

нормы и правила

поведения.

Игра-забава «Считай ногами».

Малоподвижная игра «Самый

внимательный»: выполнение

движений по сигналу флажка:

красный флажок – топать; синий

– хлопать; желтый – прыгать.

Д/игра «Какое время года?».

Цель: учить слушать описание

природы в стихах/прозе и

соотносить его со временем года.

насыпать корм, подмести

пол на веранде.

работа перед сном

Беседа «Чистота – залог здоровья». Цель: предложить сформулировать правила поддержания чистоты и

порядка в одежде, окружающей обстановке. Чтение рассказа А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу

переходили».

Вечер:

Оздоровительная

гимнастика после сна.

Развивающая

образовательная ситуация

«Для чего нужны дома».

Цели: пополнить знания

детей о конструкциях домов;

продолжить знакомить с

различными строительными

материалами; воспитывать

уважение к человеку труда.

Индивидуальная

работа с Дашей,

Ромой, Ваней

упражнять в

примеров на

сложение и

вычитание.

Ситуативный

разговор «Когда

дружба помогает,

а когда мешает?».

Цель: воспитывать

нравственность.

Пальчиковая игра «У Зимы в лесу

изба». Цели: учить согласовывать

слова с движениями, ритмично

выполнять движения руками и

пальцами рук; внимательно

слушать и действовать совместно

с педагогом.

Игра-путешествие «В гости к

Зиме». Цель: активизировать

творческую индивидуальность.

Прогулка.

Наблюдение за снежинками. Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме,

учить сравнивать, развивать познавательную активность. П/игра «Волк во рву». Цель: развивать внимание

и умение действовать по сигналу воспитателя.

Группа: 2 подготовительная

Ответственные за проведение мероприятий: воспитатель Сокова М.Е.

День недели

Интеграция

образовательны

х областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной

деятельности детей (центры

активности, все помещения

Взаимодействие с

родителями/ социальными

партнерами (театрами,

спортивными,

художественными школами,

общеобразовательными

учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Четверг -25.01

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд, познание

коммуникация

чтение х/л

худож.творчест

Утренняя гимнастика.

Беседа по вопросам: «Кто

такие насекомые? Для чего

насекомым усы?

Рассказ воспитателя о самом

главном органе чувств

насекомых – усах.

Индивидуальная

работа с Глебом,

Ваней, Дашей

Ю. упражнять

детей в подборе

слов-действий.

Ситуация

общения «Что

будет, если у

насекомых

исчезнут усы?»

Д/игра «Бабочки». Цели: выявить

знания детей о насекомых,

бабочках; формировать умение

зрительно соотносить пропорции

в строении бабочек, формы и

окраску С существующей

реальностью в мире бабочек.

Рассматривание иллюстраций с

изображением насекомых с

различными видами усов.

Консультация «Как сделать

зимнюю прогулку с

ребенком приятной и

полезной?»

Индивидуальное

консультирование по

запросам.

Организованная

образовательная

деятельность

Познание,

коммуникация,

безопасность

Развитие речи (обучение грамоте)

коммуникация

Музыкальное развитие

Худ.творчество,

познание

Аппликация «Перо Жар-птицы». Цель: учить детей сочетать в одном художественном образе

аппликативные, графические и каллиграфические элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску

и выбору изобразительно-выразительных средств.

Прогулка:

Физич.культура,

Здоровье,

Безопасность,

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Худож. творч-

Наблюдение за красотой

деревьев. Цели: учить

высказывать свои

впечатления, сравнивать,

выбирать образные эпитеты;

воспитывать интерес к

жизни растений, бережное

отношение к ним.

Трудовые поручения.

Подмести пол на веранде, в

постройках, в домике.

Индивидуальная

Полиной, Сашей

Л., Артемом

упражнение

осторожно».Цел

ь: учить ходить

предметами, не

сбивая их.

Ситуативный

разговор «Как

понравиться

людям». Цель:

формировать

использовать

вежливый тон в

общении с

Поисково-познавательная

деятельность «Почему комар

пищит, а шмель жужжит». Цель:

выявить причины происхождения

низких и высоких звуков.

П/игра «Охотники и звери».

Цель: закреплять двигательные

навыки; развивать

эмоциональную сферу, ловкость

и смелость.

работа перед сном

«Витамины укрепляют организм». Цель: продолжать закреплять знания детей о пользе витаминной для

нашего организма. Чтение рассказа Н.Носова «Прятки».

Вечер:

Гимнастика после сна.

Просмотр и обсуждение

слайдовой презентации

«Зимний лес». Цели: дать

представление детям о зоне

лесов (тайга, хвойные и

лиственные леса), чем

Индивидуальная

работа с Катей,

Ангелиной,

Филиппом учить

согласовывать

Ситуативный

разговор «Как в

лесу гулять и как в

лесу отдыхать»

Конструирование из бумаги:

«Животные наших лесов». Цель:

закрепить представление о

внешнем виде животных;

развивать воображение, учить

видеть характерные признаки

отдельных животных.

отличается лиственный и

хвойный лес зимой;

сравнить климатические

особенности лесов по

сравнению с другими

климатическими поясами.

существительны

числительными.

Музыкально-дидактические игры

на тему «Лес». Цель: развивать у

детей музыкальные способности.

Прогулка.

Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о

сезонном явлении – снегопаде; развивать чувство прекрасного. П/игра «Бездомный заяц». Цель: учить

действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

Группа: № 2 подготовительная

Ответственные за проведение мероприятий: воспитатель Сокова М.Е.

День недели

Интеграция

образовательны

х областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды

для самостоятельной

деятельности детей (центры

активности, все помещения

Взаимодействие с

родителями/ социальными

партнерами (театрами,

спортивными,

художественными школами,

общеобразовательными

учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Пятница – 26.01

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд, познание

коммуникация

чтение х/л

худож.творчест

Утренняя гимнастика.

Беседа по вопросам: «Зачем

нам нужна кукла? Из каких

частей она состоит? С кем

можно сравнить куклу? Из

какого материала сделана

кукла? Какие виды кукол вы

Индивидуальная

Филиппом,

«Повторяй за

мной». Цель:

развивать

звуковую

проблемной

ситуации «Если в

доме что-то

загорелось…».

Цель: закрепить

знания детей о

правилах

пожарной

безопасности.

Рассказ воспитателя о куклах-

пеленашках.

Игра на словообразование «Какая

Кукла сделана из глины. Какая

кукла? (Глиняная)

Кукла из дерева - …(деревянная)

Кукла из соломы - …

(соломенная),

Кукла из резины - …(резиновая).

Консультация для родителей

«Маршрут выходного дня».

культуру речи.

Консультация «Роль

сюжетной игры в развитии

детей дошкольного

возраста». Цель:

познакомить родителей с

разновидностью игр.

Организованная

образовательная

деятельность

Худ.творчество

Познание.

Рисование «Сивка-Бурка, вещий каурка. Солнечные кони». Цель: введение детей в мир сказки, в мир

народных поэтических представлений, развитие интереса к образу коня, а также желания изобразить

летящего над землей коня, олицетворяющего солнце и небо.

Коммуникация,

познание,

художественной

литературы

«Малые фольклорные формы». Цель: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых

особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать персональное

значение слов и словосочетаний.

Прогулка:

Физич.культура,

Здоровье,

Безопасность,

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Чтение х/л,

Худож. творч-

Наблюдение за погодой.

Цели: формировать

элементарные

представления об

изменениях положения

Земли относительно

Солнца; продолжать

отмечать путь солнца, его

высоту в полдень, знакомить

со свойствами снега.

Трудовое воспитание.

Уборка снега на участке.

Цель: напомнить детям, для

чего нужно сгребать снег в

лунки деревьев. Помощь

малышам в уборке мусора

на участке.

Индивидуальная

Миланой, Валей,

упражнять детей

в скольжении по

дорожкам.

Ситуация

общения «Я и мой

друг». Цель:

развивать интерес

к сверстникам,

взаимодействовать

Д/игра «Говори не задерживай».

Цель: развивать речевую

активность, словарный запас.

Опыт «Зависимость состояния

воды от температуры воздуха.

Конкурс на лучший рисунок на

снегу, лучший узор из цветных

льдинок. Цель: закрепить умение

придумывать узор, красиво

размещать цветные льдинки.

П/игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по

сигналу воспитателя, постепенно

убыстряя темп бега в хороводе.

работа перед сном

Игровое упражнение «Тело человека». Цель: уточнить знания детей, из каких частей состоит тело

человека, рассказать о роли органов чувств. Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Вечер:

Гимнастика после сна.

Закаливание.

Беседа на с элементами

рассуждения «Нужны ли

Индивидуальная

работа с Варей,

Артемом, Валей

Продолжать

Ситуативная

беседа «Что

происходит с

деревьями

Познавательно-

исследовательская деятельность

на тему «Сколько дерево

растет?». Цели: развивать

деревья в лесу?». Цель:

изучение взаимодействия

дерева с окружающим

миром; исследовать

функциональные

особенности систем

жизнеобеспечения дерева,

их зависимости от времени

учить детей

пересказывать

воображение, творчество,

познавательный интерес,

мышление, умения

анализировать, сравнивать,

обобщать, отражать знания,

полученные опытным путем.

Прогулка.

Наблюдение за хвойными деревьями. Цель: закреплять знания о деревьях; развивать умение

анализировать; сравнивать, делать выводы. П/игра «Встречные перебежки». Цель: учить бегать и прыгать,

не наталкиваясь друг на друга.

Валерия Попова
План индивидуальной работы в подготовительной группе

Индивидуальная работа с детьми (Подготовительная группа )

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Д/и «Назови известных богатырей» Ц : Уточнить знания об истории страны.

Д/игра «Назови слова в котором второй звук гласный»

Отгадывание загадок о «Воде» Ц : развивать логическое мышление память.

Настольная игра «Сложи квадрат»

Ц : закреплять умение сказывать квадрат из разных частей, без опоры на образец.

Д/и «Деление круга на части»

Ц : учить правильно обозначать части целого. (половина, одна часть из двух одна вторая)

Лепка «Монумент памяти»

Конструирование «Георгиевская ленточка» Чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

Игра «Подбери рифму»

Ц : способствовать развитию слухового внимания.

Д/игра «Составление загадок о животных жарких стран»

Ц : формировать грамматический строй речи.

Игра-головоломка «Листик» .

Ц : продолжать учить составлять целое из частей.

Д/и «Кто как движется?»

Ц : закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Рисование

«Художники – реставраторы»

Изготовление из природного материала

«Гусеница» Чтение «Экология в картинках «Птичий город на деревьях»

Заучивание отрывка из стихотворения Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

«Найди картинку» Цель : учить детей подбирать иллюстрацию к образному описанию.

Д/и «Признаки настоящей дружбы» Ц : укрепить дружеские отношения между детьми.

Д/и «Сундучок»

Ц : дать описательный характер предмета по цвету, форме.

Д/и «Считай не ошибись»

Ц : закреплять в прямом и обратном счете.

Раскраски по темам

«Разные виды росписи»

«Дорисуй ладошку» Чтение А. Барто «Я расту»

Чтение Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Д/и «Хорошо – плохо»

Ц : рассмотреть различные ситуации, оценить поступки героев.

Д/и «Поиграем –угадаем»

Ц : развитие связной речи

Д/и «Кто больше назовет школьных принадлежностей»

Ц : закреплять названия школьных принадлежностей.

Д/и и «Веселая неделька»

Ц : Упражнять в названии дней недели в прямой и обратной последовательности.

Раскрашивание букв

«День знаний»

Конструктивно- модельная деятельность

«Тетради и учебники» Обсуждения произведения М. Червинского

«Стих об одном школьнике»

Слушание песни

«Учат в школе»

Публикации по теме:

План индивидуальной работы с детьми Индивидуальная работа с детьми День недели Развитие речи. Связная речь. Словарная работа. ФЭМП (формирование начальных математических.

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы воспитателя План индивидуальной работы воспитателя Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями, своеобразием.

Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий - помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.

Значение индивидуальной работы в подготовительной группе детского сада

Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.

В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала. Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы. Наиболее распространёнными в ДОУ являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте. В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).

В особом внимании педагогов нуждаются ребята с заниженной самооценкой и проблемами в отношениях со сверстниками

В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами. Со способами диагностики можно ознакомиться в работе «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка» .

Как выявить одарённого ребёнка и организовать работу с ним, можно посмотреть на примере статьи Миковой А. Н. «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка» , в которой рассказывается о работе с дошкольником, имеющим способности к словотворчеству.

Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.

Задачи индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:

  • развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
  • формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • сохранение и укрепление физического здоровья;
  • снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

В индивидуальную работу могут включаться от одного до трёх воспитанников одновременно, если они имеют похожие проблемы

Приёмы индивидуальной работы, актуальные для детей 6–7 лет

Индивидуальная работа с дошкольниками основывается на конкретизации общих целей воспитания с учётом личностных особенностей ребёнка и гибком применении методов и приёмов воспитания, направленных на создание наилучших условий для развития именно этого малыша. Необходимость такой работы и её планирование опирается на результаты ежедневных наблюдений педагога.

Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.

В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:

  • индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
  • выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
  • выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).

Требования к организации индивидуальных занятий

При организации индивидуальной работы необходимо следовать принципам развития личности ребёнка:

  • Учитывать самооценку дошкольника. Дети с заниженной самооценкой часто пассивны, нерешительны, не стремятся активно участвовать в групповых занятиях. Их необходимо чаще поощрять за правильно выполненные задания. При организации индивидуальных занятий желательно подбирать задания адекватной сложности, чтобы ребёнок чувствовал уверенность в своих возможностях.
  • Для повышения эффективности занятий необходимо правильно определить, какой тип памяти превалирует у ребёнка (визуальный, слуховой или моторный) и подбирать упражнения с учётом этого, а также развивать остальные виды памяти. Такую диагностику можно провести с помощью простых тестов, в какой ситуации ребёнок запоминает больше слов - при рассматривании картинок, восприятии на слух или выполнении механических действий (например, при раскрашивании картинок).
  • Сложность задания определяется строго индивидуально: оно должно быть по силам ребёнку, но в то же время не быть слишком простым. При выполнении этого условия индивидуальная работа станет хорошим стимулом развития для дошкольника. Практически педагог, готовясь к занятию, должен иметь заготовку заданий разных уровней сложности. Занятие начинается с простых упражнений, а далее учитывается то, как ребёнок смог выполнить эту работу.
  • Воспитатель должен стремиться организовать самообучение дошкольника. С этой целью проводятся беседы с родителями о создании условий для воспитания и обучения ребёнка дома: как организовать рабочий уголок малыша, какие занятия и игры способствуют улучшению мелкой моторики и развитию речи.

Важно создавать на занятии атмосферу доброжелательности и принятия личности ребёнка

Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребёнком, в результате которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.

Проведение индивидуального занятия в подготовительной группе ДОУ

Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.

Таблица: время проведения индивидуальной работы

Время проведения Направленность занятий
Утреннее время, первая половина дня Проводятся индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. А также это время больше подходит для занятий с детьми для отработки каких-либо движений, если дошкольник не успевает их выучить со всей группой.
Малоактивным и необщительным воспитанникам можно давать различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
Для развития любознательности и познавательной активности можно давать задания понаблюдать за интересными явлениями (например, за поведением рыбок в аквариуме; за тем, как прилетевшие птицы склёвывают корм из кормушки на участке детского сада; как под теплом лучей солнца начинается капель).
Вторая половина дня Эта часть рабочего дня больше предназначена для развития мелкой и крупной моторики: выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений.
Прогулка Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи - перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой.
Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач).

На протяжении всего дня воспитатель находит возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку

Циклограмма индивидуальной работы

В качестве примера можно рассмотреть циклограмму проведения индивидуальной работы в подготовительной группе:

  1. Общение с родителями в период утреннего приёма дошкольников о беспокоящих их вопросах поведения или здоровья ребёнка.
  2. Организация рабочей и в то же время весёлой обстановки в группе, где каждый ребёнок может заняться интересным для него делом (играть, просматривать книжки, мастерить поделки). Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель может поручать кому-то из дошкольников помочь своему товарищу справиться с упражнением (правильно собрать мозаику или вырезать снежинку). Особенно внимательного отношения требуют дети с замкнутым, робким или застенчивым характером. Зная интересы такого ребёнка, педагог может подобрать ему подходящее занятие или включить в игру с другими сверстниками. Воспитанников, отличающихся излишней активностью, необходимо привлекать к занятиям, способствующим снижению уровня возбуждённости (рисованию, конструированию).
  3. Во время приёма пищи воспитатель уделяет внимание осанке своих подопечных: спина прямая, ноги стоят ровно, локти на стол не ставятся. И также напоминает ребятам о правилах использования столовых приборов: «Дети, ложку держим в правой руке, хлеб - в левой. А вилка всегда смотрит вниз». Индивидуальная работа проводится в виде поощрения детей за аккуратность во время еды, неторопливость, отсутствие разговоров и культурные навыки (пользование салфеткой). Если у кого-то возникают затруднения, воспитатель показывает правильный алгоритм действий. Дети с плохим аппетитом также нуждаются в особом внимании, их нужно похвалить за то, что они съели свою порцию.
  4. После завтрака организуются индивидуальные занятия с отстающими воспитанниками.
  5. Проводится небольшая подготовительная работа с нерешительными детьми для повышения их активности в групповом занятии.
  6. Проведение группового занятия.
  7. Подготавливая группу к прогулке, необходимо особенно контролировать часто болеющих детей, чтобы они были одеты в соответствии с погодой. Одновременно закрепляются навыки быстрого и правильного одевания, умения завязывать шнурки на обуви.
  8. Во время прогулки, кроме взаимодействия со всей группой воспитанников, уделяется внимание и индивидуальной работе с отдельными детьми. Эти занятия могут иметь различную направленность (физические упражнения, трудовая деятельность, разучивание коротких стихотворений, скороговорок).
  9. Перед подготовкой к дневному сну необходимо снять повышенное возбуждение у слишком активных детей.
  10. После полдника до времени вечерней прогулки организуются индивидуальные занятия.
  11. Передавая ребёнка родителям, воспитатель старается подробно рассказать о поведении ребёнка в течение дня, его успехах и проблемах, посоветовать литературу, а также проконсультировать по другим вопросам, связанным с воспитанием.

Воспитатель отслеживает состояние воспитанников в течение дня и делится своими наблюдениями с их родителями

Таблица: тематика индивидуальной работы в подготовительной группе

Цели занятия Упражнения и игры
Формирование представления о принятом цветовом обозначении букв и звуков: гласные - красные, глухие согласные - зелёные, звонкие - синие. Дидактическая игра «Стану отличником».
Развитие умения воспринимать зрительную информацию. Формирование навыков чтения, звукового анализа слова. Дидактическая игра «Считаем и читаем», игра-лото «Чтение», лото «Мы со звуком «К» играли».
Закрепление правильного произношения звуков, умения правильно называть гласные и согласные. Логопедические лото: «Звук «Р», «Звук «Ш», «Звук «Л».
Развитие мелкой моторики рук, воображения, усидчивости. Пальчиковые игры, конструирование и вырезание из бумаги, лепка, составление изображений из пазлов и мозаики.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). Можно использовать такие игры:
  • «Назови соседей числа» - ориентировка в пределах числового ряда до двадцати;
  • «Кто знает, пусть дальше считает» - закрепление порядкового счёта;
  • «Измени число» - воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры (увеличьте число 2 на 1);
  • «В какой руке сколько» - закрепление состава числа;
  • «Цифры» - закрепление навыка написания цифр, решение примеров;
  • «Сколько не хватает» - развитие умения составлять условия задачи;
  • «Учим цифры» - решение примеров, закрепление образа цифр;
  • «Математическое лото» - упражнение в счёте;
  • «Успей вовремя» - ориентировка во времени;
  • «Назови предыдущее и последующее число» - ориентировка в пределах десятка;
  • «Линии и точки» - развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развитие пространственного воображения и координации движений. Графические диктанты.
Развитие логического мышления, представлений об окружающем мире. Можно использовать настольно-печатные игры:
  • ассоциации «Сказка за сказкой», «Знатоки сказок» - развитие ассоциативного, логического мышления, связной речи, воображения, пополнение словарного запаса;
  • «Кто в доме живёт», «Профессии» - развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире;
  • «Часть и целое» - развитие логического мышления, внимания;
  • лото «Дикие и домашние животные» - развитие логического мышления, связной речи, воображения, памяти, внимания;
  • «Назови одним словом» - развитие аналитической и синтетической функций мышления, пополнение словарного запаса словами-обобщениями;
  • «Что к чему» - развитие восприятия, внимания, логического мышления;
  • «Подбери узор», «Четвёртый лишний» - развитие восприятия, внимания, логического мышления, умения сравнивать и обобщать;
  • «Подбери по цвету и форме» - развитие логического и наглядно-образного мышления.
Физкультурно-оздоровительная работа. Индивидуальная работа по ФИЗО имеет ту же направленность, что и основные занятия, она проводится с детьми, не успевающими во время работы с группой усвоить разучиваемые движения и навыки:
  • Развитие движений - совершенствование навыков лазания по гимнастической лестнице;
  • «По дорожке на одной ножке» - закрепление умения прыгать на одной ноге;
  • «Кто дальше бросит» - улучшение навыков метания предметов;
  • «Коснись мяча» - закрепление умения бросать и ловить мяч;
  • «Кто дальше прыгнет» - совершенствование техники прыжка;
  • Развитие движений - закрепление умения бросать мяч в цель;
  • Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги - развитие чувства равновесия и умения прыгать с возвышенности;
  • «Мяч об пол» - обучение умению ловить отскакивающий от пола мяч;
  • Катание на самокате - закрепление умения отталкиваться как правой, так и левой ногой, соблюдать равновесие при езде без опоры на дорогу;
  • «Упражнение с воланом» - обучение умению перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно.
Развитие музыкальных и творческих способностей. Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем могут проводиться с одним ребёнком или с небольшой подгруппой детей. Эти занятия могут иметь различную направленность:
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • организация музыкально-подвижных игр, хороводов, ритмических движений;
  • музыкально-дидактические игры, направленные на закрепление знаний музыкальных инструментов, основ музыкальной грамотности;
  • рассматривание музыкальных журналов, альбомов с изображением инструментов;
  • инсценировка песен, рисование музыки, развитие творчества детей - придумывание колыбельной для любимой куклы.
Формирование экологических представлений. Индивидуальную работу по теме «Экология» для старших дошкольников можно проводить в рамках организации кружка «Юный натуралист». Работа этого кружка может включать:
  • экскурсии и прогулки в парк, лес, краеведческий музей;
  • организацию сюжетных занятий с использованием опытно-экспериментальной деятельности;
  • беседы с детьми о природе, домашних животных, о необходимости и важности защиты экологии;
  • лекции с использованием демонстрационных мультимедийных технологий;
  • дидактические игры, викторины экологической направленности.

Необходимо учитывать: если все упражнения индивидуального занятия ребёнок выполняет, находясь в сидячем положении, в середине урока должна проводиться физкультминутка.

В ходе индивидуального занятия не следует забывать о чередовании видов деятельности ребёнка

Примеры организации индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы

Занятия с отстающими детьми по познавательному развитию проводятся в игровой форме, при этом очень важно установить положительный контакт с ребёнком. Педагог обязательно приветствует воспитанника, в доступной форме рассказывает о том, что будет происходить на занятии. Речевое воздействие всегда вызывает у дошкольника эмоциональный отклик, что способствует установлению положительного контакта.

При проведении индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы можно использовать словесные игры. Как и любая игровая деятельность, они создают положительный эмоциональный фон и одновременно способствуют совершенствованию речи, памяти, внимания, мышления, расширяют кругозор. В то же время эти игры не требуют сложного оборудования и могут проводиться как в группе, так и во время прогулок. Начинать нужно с более простых заданий, далее условия игры понемногу усложняются. Например, Паньшина Мария в конспекте индивидуального занятия , направленного на развитие словесно-логического мышления в подготовительной группе, приводит подробный конспект всех дидактических игр, проведённых с дошкольником.

Мотивировать ребёнка можно ярким наглядным пособием или картинкой. Для повышения мотивации на индивидуальном занятии используются наглядные методы: показ картинок, предметов, игрушек, наблюдение явлений природы (при проведении занятия во время прогулки). Вот несколько примеров:

  • Игра «Для какой профессии эти инструменты?»: подобрать изображения инструментов и соответствующие изображения людей различных профессий. Ребёнок должен правильно определить пары картинок.
  • Пономарёва Мария в статье об индивидуальном занятии с детьми подготовительной группы «Подарки осени» показывает, что для мотивации ребёнка можно использовать изображение, составленное из кубиков. В этом задании в рисунке, характеризующем осень, сделаны ошибки, и дошкольник должен назвать, что именно не соответствует осенней поре года.
  • Изображение можно использовать как основу для обсуждения. Например: «Рассмотрим натюрморт Ильи Машкова «Хлебы». Какие продукты изображены художником на картине?».
  • Для организации занятия можно использовать различный стимульный материал: бланки с заданиями, макеты, разрезные картинки, азбука. приводится в статье Закеловой Оксаны.

    Стимульный материал - это любые предметы, изображения, звуки и символы необходимые для проведения тестирования.

В индивидуальной работе используется разнообразный дидактический и игровой материал

Для повышения мотивации индивидуальное занятие может включать в себя практическую деятельность. Особенно это важно для детей, обладающих повышенным познавательным интересом. Дошкольников можно привлекать к проведению элементарных опытов с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами, сыпучими материалами.

Иногда занятие организуется как волшебное путешествие в страну знаний, где могут встретиться интересные задания и приключения. Статья Дурневой Марины «Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 6–7 лет» подробно рассказывает, как его можно организовать.

Видео: открытое индивидуальное логопедическое занятие

Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом

Видео: индивидуальное музыкальное занятие

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе

Каждый воспитатель, составляя ежедневный план работы, знает, с каким ребёнком и по какой теме необходимо провести индивидуальное занятие. Оформить планирование индивидуальной работы можно так, как представлено в таблице.

Таблица: календарное планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Гинятова С. З., воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида группами для тубинфицированных детей N61», г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность
детей
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая
форма работы
Индивидуальная
форма работы
Утро
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • труд.
  • Беседа о летнем отдыхе в деревне.
    Ц.: показать детям отличия и особенности деревенской жизни.
  • Продуктивная деятельность «Деревенский дом».
    Ц.: учить передавать полученные знания в рисунке.
С Владиславом и Алией закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счёт). Рассматривание мягких игрушек.
Ц.: продолжать учить составлять сказочные истории о них.
  • Дидактическая игра «Назови ласково». Ц.:воспитывать желание использовать в речи ласковые слова.
  • Настольная игра «Собери сказку».
    Ц.: развивать внимание, усидчивость.
НОД
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • чтение худ. литературы,
  • музыка.
Коммуникация
(тат. язык).
  • Худ. тв-во,
  • познание,
  • чтение худ. литературы,
  • труд,
  • физкультура.
Худ. тв-во (рисование).
Тема: «Котёнок».
Эльвире и Диане помочь правильно пользоваться жёсткой кистью.
  • Музыка,
  • чтение худ. литературы,
  • физкультура,
  • коммуникация
Музыкальное занятие.
  • Физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • безопасность,
  • здоровье,
  • труд.
ФИЗО.
Прогулка
  • Труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • социализация.
Наблюдение за деревьями.
Ц.: отметить изменения внешнего вида деревьев.
С Владиком и Дашей учить технику прыжка в длину с места. Коллективный труд на участке ясельной группы.
Ц.: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра «Волк во рву».
Ц.: закрепить правила игры.
Вечер
  • Познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • музыка,
  • чтение худ. литературы.
Чтение А. Барто «Дозор».
Ц.: продолжать учить анализировать героев произведений.
  • Поговорить с Дилярой о культуре поведения в детском саду.
    Ц.: воспитывать культуру поведения.
  • Дидактическая игра «Лети, жёлтый лепесток».
    Ц.: развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Ц.: продолжать учить детей рассказывать о родном городе
Самостоятельные игры детей.
Ц.: продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Цит. по: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac771.html

В ежедневном плане указывается индивидуальная работа с конкретным ребёнком.

Планируя индивидуальную работу, педагог учитывает уровень развития тех или иных способностей каждого воспитанника

Карта индивидуального развития воспитанника подготовительной группы

Новый стандарт образования ставит задачу индивидуализации воспитательного процесса. Каждому ребёнку необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития его способностей и раскрытия творческого потенциала. Чтобы решить эту задачу, необходимо знать личностные и психофизические особенности каждого ребёнка. Для систематизации сведений предлагается использовать «Индивидуальную карту развития ребёнка», в которой будут отражаться сведения о дошкольнике, характеризующие особенности его развития на протяжении всего периода пребывания в ДОУ.

Таблица: составление карты индивидуального развития дошкольника

Разделы карты Вносимая информация Примечание
Общая информация о дошкольнике В этот раздел заносится следующая информация:
  • дата зачисления в ДОУ;
  • откуда прибыл;
  • психофизические особенности (какая рука рабочая, речевые навыки, характер и темперамент, работоспособность, умение воспринимать и запоминать информацию, какой вид памяти преобладает, умение анализировать и логически мыслить);
  • состоит ли на учёте по медицинским показаниям;
  • степень адаптации к нахождению в ДОУ;
  • характеристика семьи.
Эти сведения могут изменяться.
Диагностика развития ребёнка В этот раздел заносится оценочная информация по каждой образовательной области, в том числе:
  • степень грамотности речи, умение ребёнка правильно выполнять словообразование, составлять предложения;
  • ориентация дошкольника в математических понятиях, умение считать, сравнивать, выполнять вычисления и решать задачи;
  • развитие кругозора, представлений об окружающем мире, роли человека в природе, что такое семья.
Оценивание проводится воспитателем на основе наблюдений за поведением ребёнка в различных ситуациях.
Можно разработать балльную систему, например:
  1. Низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется.
  2. Достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации.
  3. Оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
Диагностика планируемых целевых ориентиров В качестве целевых ориентиров можно использовать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, взятые из Стандарта образования. При проведении диагностики можно воспользоваться приведённой выше трёхбалльной системой.

В настоящее время принцип индивидуализации образовательно-воспитательного процесса является одним из важнейших направлений развития педагогики ДОУ. Личностный подход позволяет поднять качество воспитания на новый уровень. Организация индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы даёт возможность педагогическому коллективу ДОУ подготовить каждого выпускника детского сада к дальнейшей учебной деятельности.

Подготовительная группа в детском саду - это финишная прямая на пути к обучению в школе. Именно в этот период дети шести лет начинают потихоньку отходить от своей основной деятельности - игры, и осваивать навыки обучения. Поэтому чрезвычайно важно научить ребёнка именно учиться: воспринимать и усваивать информацию, проявлять усидчивость, дисциплинированность. Немаловажную роль в этот период играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником - одна из самых эффективных. Ведь в тот период, пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и скорректировать.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если привлекать к ней детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Какие формы работы с дошкольниками подготовительной группы выделяют? Их великое множество, вот хотя бы некоторые из них: специально организованные занятия в режиме дня, игры, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование. В зависимости от того, что необходимо закрепить, педагогом планируется индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Организовать её можно в Например, во время приёма детей, когда ещё не все пришли, после тихого часа или вечером, после ужина. Подойдёт и время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В этот период педагог предлагает малышу поиграть с ним, порисовать, почитать или посмотреть книжку. В процессе этой деятельности и решаются поставленные задачи.

То есть ребёнок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.

Индивидуальная работа с детьми: узкие специалисты

Практически в каждом помимо музыкального руководителя и руководителя имеются учитель-логопед (дефектолог) и педагог-психолог. В их планы также включена индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Каждый специалист в процессе этой деятельности решает проблемы, связанные с его областью. Так, логопед занимается развитием речи, а при необходимости и ставит отдельные звуки. Педагог-психолог работает над развитием эмоционально-волевой сферы и ребёнка, руководитель физического воспитания заботится о двигательном развитии дошкольника. В совокупности планомерная работа всех специалистов эффективно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, а значит, и гарантирует неплохую подготовку к обучению в школе. Ещё один неоспоримый плюс такой работы - личный контакт педагога с ребёнком, в ходе которого решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Когда ребенок переходит из старшей в подготовительную группу детского сада, это означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым.

Ребенок должен получить новые знания и умения для того, чтобы быстро влиться в школьный коллектив и адекватно воспринимать школьную программу. Важную роль в этом играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

При планировании работы с детьми педагог продумывает взаимодействие с конкретным ребенком. Как правило, такая индивидуальная работа педагога с ребенком в подготовительной группе - одна из самых эффективных.

На момент проведения игры или занятия все внимание педагога отдается одному малышу, и он может вовремя заметить трудности, направить воспитанника, подсказать, скорректировать.

Картотека индивидуальной работы в подготовительной группе

Для оценки эффективности работы педагога необходимо разработать план, по которому в дошкольном учреждении будут проводиться занятия, тренировки и познавательные мероприятия. Незаменимую помощь воспитателям в качестве руководства окажет разработанная картотека индивидуальной работы в подготовительной группе.

Именно картотека индивидуальной работы педагога с воспитанниками содержит необходимые данные о последовательности занятий, экскурсий и другой нагрузки, которую необходимо организовать дошкольникам в подготовительной группе.

Скачать картотеку с целями по индивидуальной работе в подготовительной группе
Скачать в.pdf

Формы индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе

Существует большое разнообразие форм работы с дошкольниками подготовительной группы. Это игры, экскурсии, беседы, эксперименты, целевые прогулки, специальные занятия, чтение книг, разглядывание иллюстраций и т.д.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

По формированию элементарных математических представлений используются дидактические игры:

  1. Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Воспитанники, играя в дидактические игры “Какой цифры не стало?”, “Путаница”,“Исправь ошибку”, учатся без труда оперировать числами и словесно сопровождать свои действия. Подобные игры помогают детям, отстающим по программе, усваивать материал.
  2. Игры - путешествия во времени. Помогают дошкольникам закрепить знания о времени, днях недели, названии всех месяцев года. Это такие игры, как “Назови скорее!”, “Живая неделя”, “Сколько времени?”, “Двенадцать месяцев”.
  3. Игры на ориентирование в пространстве. Их задача: научить или закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространственных ситуациях, специально созданных, и определять свое местонахождение по условию задачи. Это игры - “Расскажи про свой узор”, “Найди похожую”, “Путешествие по комнате”, “Художник” и др. Дети посредством этих игр учатся находить слова для обозначения положения предметов.
  4. Игры с геометрическими фигурами. Воспитанникам дается задача узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. Такие игры, как “Составь квадрат”, “Танграм”, “На что похожи” и т.д.
  5. Игры на логическое мышление. Примеры: “Мельница”, “Чем отличаются”. Они нацелены на тренировку мышления детей при выполнении действий.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию речи используются:

  1. Словесные игры. Развивают у детей сообразительность, внимание, связную речь, быстроту реакции. Воспитанники в таких играх должны сами находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по свойствам, описывать, отгадывать предметы по описанию, выделять присущие им признаки. Это народные игры типа “Черное и белое”, “Краски” и т.д.
  2. Настольно-печатные игры. Способствуют систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию мыслительных процессов и операций. Примеры таких игр: “Парные картинки”, “Лото”, “Домино”, складные кубики и разрезанные картинки, “Лабиринт”.
  3. Игры с предметами. Можно использовать не только игрушки, но и реальные предметы. С помощью таких игр воспитанники узнают признаки и свойства предметов, учатся их классифицировать. Это игры с народными дидактическими игрушками (матрешками, бочонками, грибками, шарами), бирюльками, мозаикой, природными материалами.
  4. Мнемотаблицы, схемы. Это система различных приемов, облегчающих процесс запоминания у детей, и увеличивающих объем их памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию используются:

  1. Игры с предметами. Дошкольники знакомятся со свойствами различных предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. Примеры таких игр: “Создай портрет”, “Лесная полянка”, “Занимательная палитра”, “Составь букет”.
  2. Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Решают различные задачи развития. Дети любят такие игры, для них это увлекательное занятие.
  3. Словесные дидактические игры. Учат воспитанников обобщать явления, классифицировать и относить предметы к той или иной категории.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук детей педагоги применяют пальчиковые игры, лепку, конструирование из бумаги, просто конструирование, мозаику, пазлы.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе в области развития логического мышления, стимулирования психических процессов у детей, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры. Примеры таких игр: “Знатоки сказок”, “Сказка за сказкой” (ассоциации), “Кто в доме живет?”, “Часть и целое”, “Назови одним словом”, лото “Дикие и домашние животные”, “Профессии”, “Подбери по цвету и форме”.

Индивидуальная работа узких специалистов в подготовительной групп

В штате практически каждого дошкольного учреждения присутствует музыкальный руководитель, учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог, специалист по физическому воспитанию и по изодеятельности. В их планы также включается индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе

Учитель-логопед занимается развитием речи дошкольников, при необходимости ставит отдельные звуки. Педагог по физическому воспитанию оценивает двигательное развитие детей и корректирует в случае отставания. Музыкальный руководитель формирует общую музыкальность воспитанников (сенсорные способности, чувство ритма, ладовысотный слух), развивает выразительность движений, певческий голос.

Планомерная работа всех специалистов в совокупности выступает гарантом всестороннего развития дошкольника. А если ребенок развивается, значит подготовка к школе происходит наилучшим образом. Еще один бесспорный плюс индивидуальной работы в подготовительной группе - личный контакт воспитателя с ребенком, в ходе которого решаются помимо образовательных еще и воспитательные задачи.

План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе на год

План индивидуальной работы в подготовительной группе с детьми на год - это подробно разработанная педагогом программа под каждое направление развития дошкольника. Если рассматривать, например, физическое воспитание, то в плане будут расписаны дни и часы проведения тренировочных занятий, пробежек, гимнастических упражнений. Будут зафиксированы нужные нормативы.

Индивидуальная работа проводится также во время прогулок в подготовительной группе. На свежем воздухе замечательно проходят занятия по изобразительному искусству, когда дети рисуют то, что видят во время прогулки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «kalipsosanteh.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «kalipsosanteh.ru»